Как создают мобильные приложения для бизнеса: этапы, процессы и планы разработки

22 апреля 10 минут на прочтение 79
Почепский Олег
Автор статьи
Почепский Олег
Бизнес-аналитик направления маркировки

В статье расскажем, как создают мобильные приложения и чем такие решения помогают в ведении современного бизнеса. По данным Global Digital, смартфонами пользуются 5,44 млрд человек. До 60% от общего времени в сети люди проводят в телефонах, отказываясь от привычных полноэкранных десктопов.

Софт для Google Play или App Store, принадлежащий конкретной компании, способен решать множество коммерческих задач. Он устанавливает канал для связи с клиентами, обеспечивает фирму имиджевым преимуществом, увеличивает продажи и улучшает персонализацию. Посредством подобного ПО можно автоматизировать процессы — прием звонков, обработку заявок, проведение консультаций или снятие платежей.

программисты-разработчики

Для чего нужны мобильные приложения

Решающим фактором для предпринимателей, задумывающихся о создании собственного программного обеспечения, является понимание двух ключевых фактов. Первое – пользователи все чаще выбирают смартфоны для доступа в интернет, оставляя в стороне стационарные компьютеры. Второе – многие конкуренты уже успели внедрить подобные платформы, что дает им значительное преимущество в борьбе за внимание аудитории.

Выпустить собственный софт для Google Play или App Store следует, потому что:

  • повышается лояльность клиентов — благодаря различным бонусам, акциям и специальным предложениям;
  • открывается новый канал для связи с ЦА — коммуникация происходит быстрее, например, посредством пуш-уведомлений;
  • получается собирать много данных — впоследствии применяемых для проведения маркетинговых кампаний;
  • увеличиваются продажи — благодаря нативному UI/UX-дизайну с манящими кнопками покупки или корзины.

Предприниматель может успешно объединить ПО для смартфона и сайт, создав грамотные переходы и приступив к монетизации целевых действий без каких-либо препятствий.

написать программу

Что необходимо для старта

Процесс создания концепции, проектирования интерфейса и непосредственной разработки мобильного приложения состоит из нескольких этапов. На старте необходимо собрать команду и определиться с задачами, которые будет решать ПО. Кроме того, нужно уточнить степень автоматизации, выделить бюджет и подумать об интеграциях с корпоративным порталом, CRM, продуктами «1С», экосистемой «Битрикс» и пр.

Так формируется ТЗ и задаются сроки проведения работ. Писать софт можно с нуля, если есть знания или возможность обратиться к опытным программистам-разработчикам, или воспользовавшись платформой Mobile SMARTS. Эта среда ориентирована на выпуск учетного программного обеспечения, которое будет взаимодействовать с товарами, штрихкодами или документами.

Программу отличает множество важных характеристик: готовые интеграции с 60 товароучетными и торговыми системами, «толстый клиент» для ПК, Windows CE, Windows Mobile и Android, адаптивные инструменты, а также удобный и интуитивно понятный интерфейс.

Готовые решения для всех направлений

Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Обязательная маркировка товаров - это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя

Узнать больше

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Узнать больше

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Узнать больше

Получение статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов.

Узнать больше

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Узнать больше

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Узнать больше
Показать все решения по автоматизации

Стадии разработки мобильного приложения: план проекта

После сбора информации, определения запросов и формирования ТЗ, начинается основная работа. Нужно уточнить объемы и продумать модель процесса выпуска софта. Крупные компании могут позволить себе нанять целый отдел специалистов, которые произведут индивидуальное и персонализированное решение. Организациям поменьше следует рассмотреть более бюджетные варианты.

Масштабный бизнес, нуждающийся в разных интеграциях и многочисленных функциях, простой лоукод-системой, скорее всего, не удовлетворить. Ему необходимы свои полноценные продукты, сверстанные на популярных языках. Однако здесь тоже можно сэкономить — например, сделав выбор в пользу React Native. Он работает на JavaScript и позволяет писать ПО для разных платформ на одной кодовой базе.

работа программиста

Оценка проекта

Перед тем как сделать приложение для «Андроид» и iOS, важно провести анализ бюджетов, сроков и объемов. На этом этапе проводятся следующие действия:

  • отдел продаж нанятого подрядчика связывается с заказчиком и формирует список окончательных интентов;
  • аналитическая команда прописывает весь необходимый и значимый функционал;
  • разработчики и дизайнеры уточняют время, уходящее на реализацию всех обозначенных опций;
  • специалисты определяют стек технологий и инструментов, пригодных для выполнения работы.

На финише составляется спецификация требований, на основании которых и будет вестись производство ПО.

Планирование проекта

Разработка мобильного приложения — это процесс, включающий в себя некоторые бюрократические и управленческие трудности. С ними лучше разобраться сразу, не откладывая дела в долгий ящик. После обсуждения общих моментов стоит переходить к конкретике. Нужно уточнить юридические аспекты взаимодействия между клиентом и подрядчиком, закрепить договоренности на бумаге и собрать окончательную команду.

Подписание договора

Когда клиент решает продолжить сотрудничество, подписывается соглашение, в котором фиксируются этапы работы, сроки реализации, в какой форме будет передаваться отчетность. Есть несколько вариантов взаимодействия.

Первый, и наиболее популярный — по формату работы:

  • Аутсорсинг — сторонняя организация берет на себя ответственность за все девелоперские обязанности.
  • Аутстаффинг — фирма предоставляет предприятию своих программистов, которые будут трудиться там и выполнять определенные задачи.

Второй, менее популярный, но такой же удобный — по форме оплаты: 

  • Фиксированный прайс — смета составляется заранее и закрепляется в соглашении.
  • Время и материалы — подход, предлагающий брать деньги за время, потраченное на создание продукта.

Каждый вариант лучше обсудить и конкретизировать, чтобы избежать подводных камней и всевозможных неприятных эксцессов. 

код программы

Формирование команды

Выпуск мобильного софта — дело командное. Над проектом работают руководители, аналитики, дизайнеры, техлиды, разработчики и инженеры-тестировщики, ответственные за QA.

От клиентской компании понадобятся технические представители и проектные менеджеры. Важно, чтобы в дело вовлекался и будущий непосредственный владелец программного продукта.

Согласование коммуникаций с клиентом

Следующий этап включает в себя подробное обсуждение систем отчетности. Здесь подбираются каналы взаимодействия, графики для обычных и авральных ситуаций, меры ответственности за отдельные участки и пр.

Хорошие команды отчитываются перед заказчиком раз в 1-2 недели. Специалисты решают юридические вопросы по почте, а переписки по проектам ведут в любых удобных мессенджерах. Закрывающую документацию проводят через ЭДО.

Важно, чтобы в коллективе присутствовал проектный менеджер. Он ответственен за координацию деятельности команды. Его функции заключаются в организации общения между участниками процесса и сборе обратной связи для эффективной реализации идеи.

сфера айти

Аналитика

Лишь большой профессиональный опыт дает возможность понять, как делают мобильные приложения для телефона на разных этапах разработки. Процесс создания любого ПО — это не только программирование, но и вдумчивая аналитическая деятельность. Специалисты должны детально описать бизнес-процессы, продумать функционал, разобраться с требованиями в плане безопасности. Важно устранить любые неясные моменты на старте, чтобы избежать неэффективной работы и лишних трудозатрат.

Дизайн

В рамках создания ПО большое внимание всегда уделяется дизайнерским решениям. Важно сделать так, чтобы создаваемые разработчиками инструменты пользовательского взаимодействия становились нативными и удобными в обращении.

Представим, что стандартная кнопка с надписью «Купить» или «Заказать» оказывается не на самом видном месте, а внизу. Скорее всего, пользователю удастся найти ее спустя 1-2 минуты. Если аудитория продукта составляет хотя бы 10 000 человек, то из-за неудобного расположения кнопки теряется от 333 до 500 посетителей.

Именно поэтому командам нужны опытные дизайнеры. Важно, чтобы они руководствовались не собственным представлением о прекрасном, а результатами всевозможных исследований. Лучшие решения давно известны — специалистам остается только интегрировать их по-новому в очередной проект.

создание программы

UX

Главная задача User Experience (от англ. — «пользовательский опыт») — понять все паттерны поведения людей, подходящих под портрет ЦА. На основе данных, которые были собраны, например, маркетологами, специалист составляет прототипы разных интерфейсов. Примерные изображения экранов демонстрируют общую концепцию софта и наглядно отображают клиентский путь.

Желательно протестировать собранные макеты на фокус-группе. Можно организовать и A/B-испытание — здесь все зависит от бюджета. Таким образом, удается заранее удостовериться в том, что ПО будет справляться со своими задачами с точки зрения визуала. Результаты трудов UX-дизайнера в обязательном порядке закрепляются в различной документации.

UI

Задача User Interface (от англ. — «пользовательский интерфейс») — проработка ранее составленных концептов и превращение их в визуальные элементы продукта. Здесь специалисты применяют все свои навыки, связанные с использованием шрифтов, цветов и инструментов Figma или Photoshop. В результате на руках оказывается готовый дизайн, позволяющий узнать конкретную платформу с первого взгляда.

UX — про анализ и демоверсию ПО, UI — про создание готового к дальнейшей работе макета. Оба этапа чрезвычайно важны, ведь они делают решения не только красивыми или эстетичными, но и прикладными. Аккуратным, но совершенно нефункциональным софтом пользоваться никто не будет. Ориентация на потребности целевой аудитории — главная тонкость в трудах опытных дизайнеров.

написать программный код

Разработка под iOS или Android

Тимлид разбивает проект на блоки и назначает людей, ответственных за определенные участки. Система авторизации, личные кабинеты, каталоги товаров, способы оплаты, корзины и рекомендации формируются по очереди, с применением ранее выбранного стека инструментов и технологий. По ходу дела обязательно всплывают различные нюансы, нуждающиеся в оперативной реакции и быстром устранении.

Создавать мобильные приложения можно не только на специальных языках, например, React Native, но и с помощью умных платформ таких, как Mobile SMARTS. Инфраструктура, выпущенная специалистами компании Cleverence, отлично подходит для верстки ПО корпоративного и учетного типа. Собранные здесь продукты автоматизируют процессы линейного и полевого персонала, получая интеграции с учетными системами.

Тестирование и багфиксинг

Чтобы протестировать проект на предмет ошибок, в команде должен присутствовать QA. Он может работать вручную или автоматизированно. Когда баги оказываются выявленными и исправленными, программное обеспечение отправляется на регрессионное тестирование. Его задача — убедиться в том, что внесенные изменения и добавленные надстройки никак не повлияли ни на первоначальный дизайн, ни на стартовый функционал.

Релиз

После завершения первых и последующих шагов в технологии разработки мобильного приложения наступает момент выпуска. ПО нужно разместить в официальных магазинах — Google Play или App Store. Иногда продукты можно добавить сразу в оба маркета, если проектирование велось на одной кодовой базе. Важно соблюсти все требования к публикации, заранее защитив себя от проблем с администрацией.

Компании, оказывающие услуги по созданию софта, часто предлагают организовать продвижение. В таких командах есть свои маркетологи, готовые проводить рекламные кампании под определенные бюджеты. От таких возможностей лучше не отказываться, по крайней мере, если есть уверенность в том, что за дело возьмутся специалисты с большим профильным опытом.

Кстати, релиз может заключаться не в публикации ПО в официальных магазинах. В его качестве часто выступает, например, выпуск новой версии или интеграция решений с уже имеющейся айти-инфраструктурой. Здесь все зависит от первоначального интента и стартовых запросов организации-заказчика. Такие моменты оговариваются заранее и закрепляются в разнообразных договорах.

Техподдержка

На выпуске софта в Google Play или App Store труд, как правило, не заканчивается. В числе нужд большинства заказчиков — обработка обратной связи от пользователей, обнаружение ранее ненайденных ошибок, интеграция новых опций. Все процессы проводятся заново – от оценки и аналитики до непосредственного программирования и UX/UI-дизайна.

использовать андроид

Подведем итоги

Мы рассказали, как создаются мобильные приложения и разрабатываются их концепции. Понять все тонкости этой работы с помощью небольшой статьи практически невозможно. Здесь понадобится крупное руководство, погружающее в мир айти. Однако надеемся, что наш краткий обзор помог читателю увидеть общую стратегию разработки софта для цифровых устройств.

Вопросы и ответы

На чем разрабатывать ПО для Android?

Ранее для этого использовался язык программирования под названием Java. Сегодня на смену ему пришел Kotlin с его куда более прогрессивными инструментами. Кроме того, хорошей кодовой базой может обеспечить React Native.

Кто нужен для разработки приложения?

Производство софта — дело командное. Времена, когда разные решения, расходящиеся миллионными тиражами, делали одиночки, давно прошли. Поэтому в команде должен присутствовать руководитель, аналитик, дизайнер, техлид, разработчик и специалист, который будет отвечать за тестирование (мануальщик или автоматизатор).

Что надо знать, чтобы стать разработчиком мобильных программ?

Вариантов несколько. Первый — традиционное освоение популярного языка программирования с общими фреймворками и библиотеками. Второй — разбор возможностей лоукод-платформ, не требующих фундаментальных айти-знаний. Одна из таких систем — Mobile SMARTS — поставляется на рынок сотрудниками российской компании Cleverence.



Количество показов: 79

Статьи по схожей тематике