ТТН: что это такое — работа с товарно-транспортной накладной, назначение первичного бухгалтерского документа

При осуществлении перевозки любой продукции необходим ряд особой документации, превращающий процесс в правомерное действие. Также эти бумаги будут обязательными при проведении окончательного расчета между заказчиком и логистической компанией, непосредственными исполнителями, в частности, водителями и экспедиторами. В этом обзоре мы объясним, что же это за пакет документации. Как именно он используется и из каких составных частей состоит. Итак, что такое ТТН в грузоперевозках – это товарно-транспортная накладная, та бумага, без которой легально осуществить транспортировку продукции на территории нашей страны просто невозможно. Даже если грузоотправителем является не импортер, а сообщение происходит без пересечения границ государства.

товарно транспортная накладная это первичный документ

Понятие и применение в бухгалтерии

Эта документация содержит основные сведения о грузе. Весовые параметры, габариты, проделанный путь. Предоставляет информацию об отправителе и компании, сотрудниках, осуществляющих перевозку. Соответственно, именно на основе бумаги и происходит расчет между сторонами сделки. То есть, это своего рода подтверждение расходов, которые идут в бухгалтерии отдельной строкой. И помогают налоговой службе сформировать правильную картину издержек производства.

Но при этом, конкретно для создания бухгалтерской проводки ТТН не станет основанием. Это своего рода доказательная база, способ подтверждения. Но не основа для внесения бухгалтерской записи в отчетность.

Товаро-транспортная накладная – это подтверждение выполнение условий сделки. А значит, они распределяются на несколько сторон. Зачастую принято использовать 4 экземпляра, чтобы каждый остался со своей доказательной базой. Отправитель, заказчик, лица уполномоченные принять груз и провести оприходование, а также сам посредник. То есть, частный перевозчик или компания, осуществляющая логистику.

Ценность этой документации сложно не понять. При любом отклонении материальной составляющей груза от заказа, сразу же проводится сверка именно с ТТН. Поэтому ее заполнение должно быть всегда правильным, строго по образцу, без вольностей и самодеятельности. Оформление с отклонениями от существующих норм и правил, с нарушениями на бланках – автоматически лишит бумагу юридической силы.

Разновидности

Часто появляется вопрос, является ли ТТН первичным бухгалтерским документом. А также происходит путаница со смежными справками. Некоторые граждане ошибочно полагают, что это все разновидности одной формы. Но нет, на проверку есть принципиальные отличия. Счет-фактура служит только в целях проведения отчетности перед налоговой службой. И конкретно по расчетам за НДС. Тогда как документация как раз подтверждает факт расходов предприятия на приобретение продукции. Когда она была принята, после оприходования. Но герой нашего обзора таких полномочий не имеет. Он просто выступает доказательством, что были потрачены средства на доставку этой продукции. Не покупку, не расчеты с грузоотправителем, а именно с компанией, которая доставляет. Разница весьма очевидная.

является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом

Поэтому и бухгалтерии справка не становится основной для проводок. Но разновидности все же имеются, и они следующие:

  • СП-31. Используется конкретно при поставках зерна и злаковых культур в любых объемах.
  • СП-32. Транспортировка животных. Причем не туш или мяса, а исключительно живых особей, имеющих ценность только в таком виде.
  • СП-33. При работе с молочной продукцией любого типа. От обычного молока, до творожных изделий или сыров.
  • 1-Т. А вот этот тип используется во всех оставшихся случаях. А их, как легко предположить, более 90%. Соответственно, универсальная форма, которая, скорее всего, и будет использоваться на предприятии.

Как мы видим, хотя различных вариаций и существует несколько штук (далее мы обозначим еще), фактически используется один вариант. Разумеется, если Вы не являетесь представителем предприятия, занимающимся реализацией зерна, животных или молочных продуктов. Во всех иных случаях понадобится 1-Т. Теперь пройдемся по каждому пункту детально.

Международный формат (СМР)

Единственный вариант, который распространяется только в трех экземплярах. А также подписывается грузоотправителем и транспортером. Дело в том, что это вид применяется при пресечении груза границы страны. И важным условиям также является доставка с помощью автомобилей. Грузовиков или легковых, не имеет значения. Но не морское, не воздушное и железнодорожное сообщение. Строго автотранспорт. Кроме того, страна должна в принципе работать в формате СМР. А последним условием является платность. Так, гуманитарные миссии будут иметь совершенно иную форму документации. И сюда уже не относятся.

Хотите внедрить «Склад 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Спасибо!
Спасибо, ваша заявка принята!

Для зерновых культур

Собственно, транспортная накладная для налоговой по форме СП-31. Используется весьма часто, ведь зерно поставляется не только огромными объемами. А также и локальными партиями для реализации в розницу на местах продаж в небольших магазинах или товарных точках. Упакованные злаки сюда не относятся, а вот весовое зерно – это подходит.

Для перевозки животных

Зачастую формат СП-32 понадобится при сотрудничестве с фермерами в качестве индивидуальных предпринимателей. А сейчас становится все больше. Они активно занимают нишу крупных холдинговых компаний, и наша страна переходит в такое русло сельского хозяйства по примеру США.

Поэтому на проверку применения формата становится довольно частым.

При отправке молочных продуктов

В этом случае важным аспектом является соблюдение всех нормативов и характеристик. Если о качестве зерна судить особо не получается, достаточно весовых параметров и объема. То при работе с молочкой в расчет идет жирность, кислотность, температурный параметр (повышение температуры до предельной отметки – это нарушение условий хранения, а значит, срок годности сразу падает на – ноль).

Поэтому форма СП-33 считается одной из наиболее сложных.

Перевозка плодов, ягод, овощей

СП-34, транспортная накладная – это документ, помогающий осуществить отправку и прием товаров с фермерского хозяйства. Но уже растительной продукции. В основном овощи, разумеется. Но также сезонные ягоды и даже фрукты. Тем более что многие из культур везут к нам из стран ближнего зарубежья. А значит, понадобится уже не эта форма, а международная. О которой мы сообщали в начале нашего импровизированного списка.

бухгалтерия ттн

Отгрузка шерсти

Товарная ТН по форме СП-35 еще сложнее в деталях, чем все описанные выше. Ведь в этом случае применяется для расчета множество параметров. А конкретно:

  • Весовые параметры по виду нетто и брутто.
  • Методика выявления финальной массы объектов.
  • Количественный фактор кип.
  • Способ упаковки продукции.
  • Итога проведенных анализов до отправки в лабораторных условиях.

Соответственно, волокита с бумаги увеличивается в разы. Но, в реальности, количество пунктом для учета – это не самая важная часть. Не тот фактор, который его отличает. Куда важнее – это корректное заполнение. Ведь при явных ошибках, справка перестанет нести юридическую силу. А получается, что транспортировка происходит без нее. И это нарушение текущего законодательства Российской Федерации. О последствия такого действия мы поговорим далее.

Что, если документ отсутствует

Потеря, некорректное оформление, ошибки со стороны грузоотправителя, запланированные аферы, банальная человеческая безответственность. И последствия в любом случае будут неблагоприятными.

Это:

  • Отсутствие учетных записей по расходам, связанных с доставкой продукции. В результате в бухгалтерии появляются незакрытые дыры, что негативно скажется на правильном построении финансовой политики.
  • Проблемы с налоговиками. Ведь отчислений по этой статье расходов не будет, деньги, получается, просто исчезли с баланса без объяснений. Такое всегда вызывает резонные вопросы.
  • Наложение штрафных санкций. Опять же, со стороны ФНС. Конкретная величина зависит от тяжести проступка. А также от количества неучтенных расходов.

Не стоит забывать, что в ряде случаев налоговая служба имеет право напрямую потребовать подтверждение издержек, связанных с транспортировкой. Многие считают, что товарно-транспортная накладная, ТТН – это первичный документ. На самом деле нет, но рядом с ними он также бывает необходимым для отчетности.

В качестве примера:

  • Перевозка для последующей реализации спиртосодержащей продукции. Тут выписка будет строго необходима, чтобы службы в принципе могли проверить правовую основу оборота.
  • При объединении статей направленных на закупку продукции и ее доставку.
  • По требованию службы, если на отчетности остались спорные моменты и темные пятна. Просто для прояснения ситуации.

транспортная накладная это первичный документ

Функции

Их предусматривается целый ряд.

  • Подтверждения факта заключения сделки. Своего рода акт приема-передачи, только не на материальные ценности, а на факт оказания услуг перевозки.
  • Способ уточнить детали по расчету с агентом.
  • Сопроводительная, для подтверждения легальности акта.
  • Отчетная. Соответственно, предназначается для налоговой службы.
  • Возможность точно проверить качество грузоперевозки, отсутствие хищений и потерь, порчи материальных объектов, сроки исполнения и смежные факторы.

Хотите внедрить «Магазин 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Спасибо!
Спасибо, ваша заявка принята.

ТТН: что это за документ и зачем он нужен

В принципе, основное назначение – это оплата услуг перевозок. Все сопутствующие функции по факту являются дополнительными. И даже налоговикам приходится предъявлять бумагу в редких моментах. Она обязательна, должна быть в любом случае, но ее единственная неотъемлемая задача – расчет. Проверка наличия – это товарная накладная, акты оприходования, с ФНС у нас контактирует бухгалтерия с помощью счет-фактуры. Все это первичная документация, сопроводительная же к ней не относится. Но ввиду этого массивного ряда дополнительных задач, ценность листа возрастает и без него точно не получится обойтись. Да и законность грузоперевозки тогда пропадает, в принципе, проверяющие или таможенные органы вполне способны развернуть ее фуру к отправителю.

Кому нужен документ

Субъектов, которым точно будет необходим собственный экземпляр – четверо.

  • Грузоотправитель. Как минимум доказать, что с его стороны все условия сделки выполнены. И никаких нареканий не будет, даже если с грузом что-то случится в пути.
  • Лица, уполномоченные принимать продукт. Для отчетности, а также оприходования.
  • Заказчик. Как уже сказано, функций для него масса.
  • Перевозчик. Чтобы получить причитающуюся оплату. Это его смета, где черным по белому прописано, что со своей задачей он справился, а работа стоит N-у сумму.

И хотя все субъекты преследуют разные цели, всем им необходим идентичный бланк. Ведь назначение товарно-транспортной накладной не отличается в зависимости от того, какой конкретно стороне он предназначается.

Особенности заполнения форма 1-Т

Мы уже уточнили, что этот формат самый популярный. И используется в подавляющем большинстве случаев. Нюансы состоят в том, что бланк делится на две части. Первая – товарная. Она заполняется продавцом, ведь именно он должен предоставить определенное количество продукта по заказу, договору поставки или купли-продажи. А вот вторая часть, транспортная, уже составляется как грузоотправителем, так и перевозчиком. Первый выдает заказ на логистические действия, второй осуществляет их, а при надобности и вносит свои коррективы.

Товарный раздел

Он основывается на количестве, объеме, качестве ТМЦ. Своего рода — центральная часть сделки. И после перечисления всех характеристик, обязательным аспектом является штамп или печать компании. Также понадобится подпись ответственного лица, иначе справка будет недействительной.

Не стоит забывать, что именно посредством этого раздела происходит оприходование. Любые нарушения будут выявлены на этом моменте.

Раздел транспорта

Мы уже понимаем, как работает ТТН, что это за документ. И поскольку он отвечает исключительно за транспортировку, то этот раздел становится доминирующим для его цели. Ведь оплата расходов доставки зависит не от количества и качества груза, а от выполнения функций перевозки. Также в пунктах обязательно указывается, кто и в какой доле будет расплачиваться с компанией. Обычно это обязанность покупателя, но бывают и исключения. Также водитель и экспедитор в принципе могут быть частью компании принимающей груз, соответственно, раздел станет не грантом оплаты, а доказательством выполнения служебных обязанностей. И подпись тут уже ставит экспедитор.

транспортная накладная для налоговой

Заполнение грузоотправителем

Этой задачей занимается бухгалтерский отдел. Непосредственно ответственному лицу бланк просто передается на подпись и нанесение печати. Но, если проект небольшой, а бухгалтерия не берет на себя такие обязанности, то вполне получится скачать образец из глобальной сети. Заполнить по пунктам возможно даже без соответствующего опыта и познаний в сфере.

Заполнение перевозчиком

Второй раздел подписывается экспедитором. В принципе, он гораздо меньше. И основные положения в нем определяются бланком, который все равно составляет отправитель. Обычно на долю водителя остается лишь пристально изучить все позиции, сверить с тем, что поместили в грузовик и подписать прием. Либо оформить претензию, в случаях, если количество и качество продукта по бумаге не соответствует истинному положению вещей.

Отличие от счет-фактуры

К вопросу, является ли транспортная накладная первичным бухгалтерским документом. В этом и разница. Она не передает в ФНС, кроме случаев специального требования. На ней не строится статья расходов на приобретение.

Оформление

Лежит полностью на отправителе. Приобретение бланка, заполнение. Водитель, равно как и сотрудники, производящие оприходование поставки, просто проверяют лист и ставят свои подписи.

Оформление в ЕГАИС

Это единственный случай, когда документ становится отчетным на всех стадиях. Он вбивается в систему еще на момент отправки. По требованиям закона все участники процесса должны быть в базе. Поэтому на каждой точке передачи груза, а также во время оприходования необходимо сверяться с ЕГАИС. Проводить полную проверку продукции.

В принципе для оприходования товара с автоматическим учетом накладной, лучше использовать единую операционную систему. Подходящее ПО можно найти в «Клеверенс». Мы предлагаем:

  • Решения под любой тип бизнеса.
  • Управление всеми операциями с единого устройства.
  • Быстрые темпы исполнения рабочих процессов.

Мы разобрали, как проходит работа с ТТН, что это такое в бухгалтерии, какие виды и функции у этого документа, выяснили, что накладная становится жизненно необходимой во многих случаях. Особенно при повышенном интересе со стороны ФНС.



Количество показов: 787

Статьи по схожей тематике