Транспортные расходы в торговле: что это такое, виды, формула расчета, списания и распределения в торговых организациях

Рассмотрим одну из важных статей затрат любого предприятия, активно работающего в сфере купли-продажи. Подробно разберем транспортные расходы – это вид издержек, который должен быть в обязательном порядке отражен в бухгалтерском и налоговом учете. Ниже мы выясним, как их правильно провести через документацию, какими они могут быть, чем отличаются между собой, каковы их особенности.

как разделить транспортные расходы

Важно учитывать, что их точный состав так до сих пор не регламентирован нормативами. Есть лишь методические указания от Минфина РФ, дающие примерный их перечень, которыми стоит руководствоваться. Это обеспечивает специалистам определенную свободу принятия решений, хотя на практике любой организации лучше вести последовательную политику и использовать одни и те же актуальные методы и приемы.

Что такое косвенные и прямые транспортные расходы в торговле

Они разделяются в соответствии с 318 статьей НК России. Первые отражаются в полной мере и сразу же в процессе осуществления затрат, вторые – входят в себестоимость, но подтвердить их можно только при продаже продукта/услуги.

Природа их возникновения хорошо видна по следующей таблице:

Прямые

Косвенные

На покупку сырья и прочих материалов, затем используемых для изготовления предметов или предоставления сервисов, и/или формирующих их, или являющихся обязательным фактором для их появления.

Прочие суммы, не считая внереализационных, вносимых налогоплательщиками за отчетный период.

На заказ комплектующих, в дальнейшем используемых для монтажа, или полуфабрикатов, впоследствии дополнительно обрабатываемых.

На зарплату сотрудников, непосредственно занятых в процесс выпуска товаров, оказывающих услуги.

Сопутствующие затраты на страхование – пенсионное, социальное, по беременности, по случаю потери трудоспособности, от происшествий на производстве и профзаболеваний.

Амортизационные выплаты, полученные от оборота основных средств, направленных на изготовление продукции или предоставление сервисов.

Говоря о том, как учитывать транспортные расходы в торговле, нужно помнить о следующих моментах:

  • Прямые следует относить к текущему месяцу только при реализации тех товаров или услуг, в цену которых они входят.

  • Косвенные отражаются в отчетном периоде в полном объеме, вне зависимости от даты фактической продажи предмета или выполнения какой-либо работы.

В тех случаях, когда отдельные типы затрат осуществляются с заранее установленными ограничениями – согласно целям, – базу для начисления необходимо определять по нарастающему итогу. Если же речь идет о добровольном страховании – анализируя сроки действия заключенных контрактов и ориентируясь на даты их вступления в силу.

Налоговый учет транспортных расходов в торговле

Отражать их следует в соответствии с основными положениями, дополнительными условиями и нюансами договора, подписанного с поставщиком. Согласно действующему НК РФ (а именно статье 320), прямыми суммы доставки до склада заказчика могут считаться только тогда, когда они не включены в цену покупки товара. И контрагент тоже обязан отражать их именно в том порядке, который предусмотрен заключенными бумагами.

Те траты, что сопутствовали процессу реализации, проходят как косвенные – их нужно в полном объеме списать в течение периода продажи продукции (в соответствии с 3 подпунктом 1 пункта 268-й ст. НК РФ). Ну а в подаваемой декларации их следует записывать как «Прочие» – в 100 строке.

распределение транспортных расходов в бухгалтерском учете

Обратите внимание, для упрощения налогообложение осуществляется распределение транспортных расходов на остаток товара, находящегося на ответственном складском хранении. Прямые можно высчитать следующим путем:

  1. Складываете суммы затрат, скопившихся к началу месяца, с допущенными в его течение.
  2. Прибавляете к деньгам за реализованную продукцию актуальную цену находящихся на складе партий.
  3. Делите 1 на 2 и получаете средний процент.
  4. Затем умножаете 3 на потенциальную выручку от ждущих продажи предметов.

Для наглядности данную последовательность действий можно представить так:

ТОСТ = ((ТН + ТО)/(СО + СОСТ)) * !СОСТ

При этом «выпадают» те вещи, которые уже отгружены, но еще не доставлены. Нужно ли их где-то проводить? Зависит от трактовки понятия «склад», но надежнее всего отражать их уже после реализации, как фактического перехода собственности от одного владельца к другому.

Готовые решения для всех направлений

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Обязательная маркировка товаров - это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Узнать больше

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Узнать больше

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Узнать больше

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Узнать больше

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Узнать больше

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Узнать больше
Показать все решения по автоматизации

Распределение транспортных расходов в бухгалтерском учете

При его ведении товары рассматриваются как МПЗ (то есть существующие материально-производственные запасы) компании. Поэтому с ними нужно работать согласно ПБУ 5/01, ориентируясь в первую очередь на пункт № 6, а он гласит, что любые затраты на сбор и перевозку МПЗ в точку их непосредственного использования допустимо включать в реальную себестоимость продукции. В результате последнюю можно планомерно накапливать под видом заготовления и приобретения на счете 15, а при поступлении новых партий – переводить на 41й, ну или сразу формировать ее там, что достаточно удобно на практике.

Зачастую продавцы эксплуатируют одни и те же машины и для привоза выпущенных предметов на склад, и для отправки их покупателям. В подобных случаях затраты уже сложнее разделить – их целесообразно отражать на 44м счету в общем. Альтернатива – сортировка по любому важному признаку, лишь бы он был экономически обоснован, но ее же понадобится придерживаться и в других вопросах политики организации.

транспортные расходы на остаток товара

Теперь о том, как разделить транспортные расходы и заготовительные при ведении бухучета неторговой организации. Порядок действий детально описан в методических указаниях для отражения МПЗ. И 221й их пункт задает такие правила:

  • Излишки, направленные в структурное подразделение, занимающееся реализацией, поступают на 41й счет и приходуются согласно их фактической себестоимости.
  • Продукция, покупаемая для последующей перепродажи специальными отделами такой фирмы, отражаются на 44м счете согласно 223му пункту МУ.

Многопрофильные компании, занятые в нескольких сферах сразу, обычно обладают собственной службой доставки. Те затраты, которые она несет, проходят по документам как «Вспомогательное производство», что отражено в 23й строке. А уже оттуда, если имеются в виду услуги, они по фактической себестоимости идут в дебет 20-го, 29го, 44-го и 90-го счетов, на основании какой угодно базы, грамотно обоснованной экономически. Главное — закрепить этот момент в учетной политике.

Наиболее часто используемый вариант – в соответствии с 2,18м пунктом МУ Роскомторга: сумма от реализованной за месяц продукции в конце отчетного периода уходит в «Прочие». Остаток – это затраты на не проданные к данному числу предметы.

прямые транспортные расходы в торговле

Что относят к транспортным расходам: виды

Их подразделяют на три группы:

  • на перевозку приобретаемого компанией имущества (будь то товары, сырье для их производства или оборудование);
  • на доставку изготовленной продукции покупателям;
  • на обслуживание имеющегося в распоряжении автопарка (арендная оплата взятых напрокат ТС, содержание своих машин).

Из последнего типа часто выделяют две подкатегории. Мы рассмотрим каждый вариант.

Затраты на перевозку приобретенного имущества

Они считаются прямыми в тех случаях, когда компания делает закупку у другой фирмы и забирает заказ путем самовывоза или силами контрагентов. Отнести их к себестоимости можно не полностью – их необходимо распределять между реализованными и нет, следующим образом:

ТРНП = ОСТТОВ * Сред % ТР, в свою очередь

Сред % ТР = (ТРОСТ + ТРТЕК) / (СТЕК + ОСТТОВ) * 100%,

ТР к списанию за отчетный период = ТРОСТ + ТРТЕК – ТРНП

Все операторы типа «ТР» являются затратами, но:

  • ТРНП – по непроданной продукции;
  • ТРТЕК – за идущий месяц;
  • ТРОСТ – на остаток в начале.

Доля транспортных расходов в цене товара может быть рассчитана без труда. Важно помнить, что, когда компания приобретает основные средства, все понесенные затраты, согласно 8 пункту ПБУ 6/01, она обязана проводить как фактические, на покупку ОС. Чтобы упростить налогообложение, их допустимо отражать так же, как в бухучете, то есть включать в цену ОС, а после переводить на амортизацию.

Производственное предприятие вправе включить счета за перевозку сырья в МПЗ и дальше представлять их как часть материальных (согласно 2 пункту статьи № 254 НК РФ), то есть как прямые. Если же сумма за предоставленную услугу проходит в отдельном порядке, поставщик фиксирует ее в ТТН, которую подает вместе с другими обязательными документами.

Затраты на доставку изготовленной продукции клиентам

О том, как списывать транспортные расходы в торговле, гласит 320 статья НК РФ – как косвенные, туда же следует отнести и все иные их виды, согласно письму Минфина, опубликованному 29 ноября 2011 года.

Руководствуясь 1 пунктом ст № 254 НК РФ, производственная компания вправе включать счета за перевозку в МПЗ и проводить их как непрямые, ссылаясь на письмо Минфина, выпущенное 13 ноября 2010 года.

При этом в обязанность фирме вменяется составление и подача накладной по форме ТОРГ-12 и ТТН на бланке 1-Т.

транспортные расходы в оптовой торговле

Затраты на содержание автопарка

Их достаточно много, и они охватывают все аспекты заботы о машинах, вплоть до покупки комплектующих для ТС. Поэтому, чтобы понять, как списать транспортные расходы в розничной или оптовой торговле, целесообразно представить их в виде таблицы – для наглядности.

Назначение

Тип

Правовая база

 

Прямые

Письмо Минфина РФ, опубликованное 10 июня 2011

Страховка ОСАГО

Косвенные

Ст. № 263 и 272 НК РФ

Полис КАСКО

Прочие

На ГСМ*

Прочие, связанные с процессом выпуска продукции

264 ст. НК РФ

На покупку запчастей и проведение ремонта**

Косвенные

260 ст. НК РФ

На парковку***

ст. 264 НК РФ

На аренду ТС****

Прямые, если машина используется для основных целей, косвенные – если для удовлетворения нужд персонала, прочие – если касаются изготовления и реализации

Эксплуатация ТС персонала

Косвенные

317 ст. НК РФ

Здесь нужно дать несколько пояснений:

*Если авто выполняет доставку клиентам, затраты на ГСМ проводятся как материальные, если же оно перевозит сотрудников – как прочие или непрямые.

**Основание для выполнения ремонта должно быть подтверждено – одним или несколькими из следующих документов:

  • акт о завершении работ;
  • смета;
  • платежки;
  • счет-фактура;
  • бумага о смене изношенных элементов;
  • накладная на выдачу комплектующих со склада.

***Затраты на парковку списываются при наличии:

  • чеков – кассового, парковочного, товарного;
  • акта о предоставлении услуги;
  • договора о снятии места для машины.

****Факт проката тоже следует подтвердить документально – с помощью:

  • контракта;
  • платежек;
  • путевых листов;
  • бумаге о приеме-передаче ТС.

Если для исполнения возложенных на него обязанностей сотрудник использует личный автомобиль, работодатель обязан возмещать все убытки, связанные с содержанием, и вправе частично списывать их – в зависимости от типа машины и объема ее двигателя.

Затраты на аренду ТС

В таких случаях, для отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете, торговли и ведении легального бизнеса, прокатную плату, утвержденную договором, необходимо включать в статью «Прочие», делая таким образом привязку к производству и реализации, в соответствии с 1 пунктом статьи № 264 НК РФ.

Если авто используется для продажи или непосредственного выпуска продукции, то есть для основной деятельности, вполне допустимо приписать его аренду к прямым тратам. Если же оно применяется по-другому, например, для перевозки персонала – к косвенным. Главное – отразить в учетной политике выбранный вариант.

расчет транспортных расходов на остаток товара

Сопутствующее обслуживание арендатор берет на себя: за свой счет осуществляет ремонт, если он потребуется, продлевает страховку, пополняет ГСМ. И в обязательном порядке собирает подтверждающие документы: платежки, контракт, путевые листы, акты приемки-передачи.

Если машина взята напрокат с экипажем, услуги водителя можно внести в фонд оплаты труда, согласно 255й статье НК РФ. В качестве прямых или косвенных? Это зависит от сферы и характера эксплуатации ТС.

Компенсацию за использование личной машины в служебных целях разрешено проводить только до:

  • 600 руб/месяц – для мотоциклов;
  • 1200 – для ТС с движком до 2000 см3;
  • 1500 – для ТС с большими объемами.

Особенности списания транспортных расходов в торговле

Главными документами-регуляторами в данном случае являются приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н и ФСБУ 5/2019. Согласно им, выделяют два варианта учета затрат:

  • отдельно;
  • в составе активов.

Во второй ситуации в соответствии с нормами можно выбрать 1 из 3 способов отражения – по себестоимости:

  • отдельно взятой единицы ТМЦ;
  • среднего показателя;
  • хронологически первых приобретенных МПЗ, либо же по ФИФО-методу.

Свой выбор обязательно нужно закрепить.

Во втором случае возможно как полное, так и частичное отражение, то есть с распределением.

Формула расчета транспортных расходов на остаток товара выглядит так:

ТР = (ТР1 + ТРТ) – (ТР1 + ТРТ)/(СТТ + СТО) * СТО, и здесь:

  • ТРТ – ежемесячные траты;
  • ТР1 – объем на складе по состоянию на первый день месяца;
  • СТТ – цена проданной за отчетный период продукции, СТО – нереализованной.

Как осуществляется проводка

Для грамотного отражения затрат применяются счета № 41 и 44, с них же производится списание на 90.02.

Допустим, в мае фирма на УСН купила продукцию в количестве 25 единиц на сумму в 150 000 рублей для последующей перепродажи. На доставку этих ТМЦ ушло 50 000. В июне она приобрела еще 5 аналогичных предметов на 30 000. И в этом же месяце реализовала 10 объектов из первой партии и 2 – из второй и выручила 300 000.

Как выполняется учет транспортных расходов в торговых организациях, не списываемых в общей сумме

Любой их вид необходимо отражать, о чем ясно свидетельствует и 320 ст. НК РФ, и план-приказ Минфина.

Подробно разберем последовательность действий на примере: допустим, к концу мая на складе фирмы нет нереализованных товаров. А уже в июне она покупает технику на 300 000 рублей для последующей перепродажи. Доставка обходится в 55 000 (из которых 10 000 – НДС).

Затраты на перевозку проводятся отдельно – на особый счет. Показатели выручки достигли 370 000 (взяты с НДС в 60 000), себестоимость проданных аппаратов – 180 000, на хранении они лежат на сумму в 50 000.

На основании полученных данных посчитаем, сколько же необходимо провести:

55 000 * 180 000 /(300 000 – 50 000) = 36 000.

как распределить транспортные расходы на товар

Как распределить транспортные расходы на стоимость товара

Следует отражать их всеми способами: по реализованным позициям, и по остатку на складе, и даже по уже отгруженной, но пока не проданной продукции, вписываемой в 45й счет.

Заключение

Занятые в торговле организации вправе выбирать способ проводки понесенных затрат. Для закрепления приведем наиболее актуальные варианты в следующей таблице:

Вид

Тип

Комментарии

Прямые

Косвенные

Доставка продукции, сырья от фирмы-поставщика

+

   

Перевозка готового изделия на точку клиента

 

+

 

ГСМ

+

Зависит от характера использования автомобиля

ОСАГО/КАСКО

 

+

 

Проведение ремонта, покупка запчастей

   

Парковка

   

Аренда машины с экипажем/без него

+

Определяются целью эксплуатации ТС

Компенсация сотруднику за поездки на личном авто по служебным делам

 

+

 

Штрафы

 

Отражать их запрещено

Надеемся, теперь вам понятно, как осуществлять списание транспортных расходов на остаток товара. Современное программное обеспечение, упрощающее ведение бухгалтерии и другие бизнес-процессы, вы всегда можете найти в каталоге «Клеверенс». Например, есть «Склад 15», автоматизирующий товароучетные системы, драйверы для ТСД и многое другое.



Количество показов: 126

Статьи по схожей тематике