Транспортная логистика: что это такое в грузоперевозках, понятие, сущность и задачи деятельности логистической компании, основы транспортировки, виды транспорта при перевозке
Содержание
- Историческая справка
- Законодательное регулирование логистики транспортных перевозок
- Ключевые функции и принципы логистической деятельности транспортной компании
- Основные цели и задачи транспортной логистики
- Необходимые документы
- Анализ требований к транспортировке
- Классификация логистических перевозок
- Виды транспорта в транспортной логистике
- Плюсы и минусы различных видов транспорта в логистике
- Как выбрать логистическую компанию
- Контроль перевозки
- Управление и оптимизация
- Автоматизация в ТЛ
- Проблемы и перспективы развития отрасли в России
- Заключение
- Вопросы – ответы
В статье разберём, что такое транспортная логистика (ТЛ), что включает это понятие, в чём его сущность и каковы принципы в основе — простыми словами и на понятных примерах.
Динамично развивающаяся логистическая отрасль представляет собой ключевое звено в цепочке бизнес-процессов. Её задачи включают разработку маршрутов, планирование поставок и организацию доставки грузов различными видами перевозочных средств с минимальными рисками, временными и финансовыми издержками. В сферу деятельности по обеспечению перевозок также входит контроль перемещения товаров на всех этапах — с использованием современного оборудования и средств связи. Это особенно важно для бизнеса, поскольку неэффективное управление передвижением приводит к росту себестоимости продукции и снижению рентабельности компаний.
Ключевой элемент транспортировки — средство передвижения. На применение и обслуживание выделяется приблизительно половина от всех расходов на процесс. Поэтому автоматизация остальных бизнес-процессов в компании поможет сократить общие издержки. Подробнее >>
Историческая справка
Прокладывание маршрутов между населенными пунктами активно применялось ещё в Древней Греции — как в торговле, так и в военном деле. Официальное признание логистики грузоперевозок как сферы деятельности произошло в 1974 году на Европейском конгрессе в Германии. Именно тогда была сформулирована её ключевая цель: эффективное перемещение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) из одной точки в другую за минимальное время и с наименьшими затратами.
Формирование рынка логистических услуг в современном понимании началось в США в 1990-х годах — именно тогда стали активно появляться компании, специализирующиеся на организации грузовых поставок. В России эта профессиональная область начала развиваться несколько позже, с переходом к рыночной экономике.
Законодательное регулирование логистики транспортных перевозок
Правовые основы данной деятельности заложены в комплекс мероприятий, которые определяются нормами национального и межнационального права. В них входят:
- международные акты, конвенции, соглашения и т. д.;
- Договор и Решение о сотрудничестве ЕЭС, Таможенный кодекс и др.;
- российские законы, включающее конституционные и федеральное законодательство РФ и пр.
Кроме этого, все, что касается грузоперевозок в целом, закреплено в Федеральном законе №870 от 30 июня 2003 г. и в ГК (гл. 40 и 41).
ИТ-технологии для склада и магазина, автоматизация товароучета:
Ключевые функции и принципы логистической деятельности транспортной компании
Организации, работающие в сфере грузовых перевозок и сопутствующих сервисов, должны справляться с широким спектром функциональных задач, включая:
- разработку планов по выбору оптимальных маршрутов;
- подбор соответствующего вида транспорта для доставки продукции в целости и строго по графику;
- техническое обслуживание ТС и контроль за движением товаров;
- оформление всей необходимой документации;
- юридическое сопровождение;
- проведение погрузочно-разгрузочных работ с товарно-материальными ценностями;
- информационное сопровождение на всех этапах перемещения;
- оформление страхования груза;
- взаимодействие с таможенными органами и предоставление услуг брокера.
К базовым принципам организации грузоперевозок относятся:
- выбор оптимального маршрута движения;
- точная координация всех этапов – от загрузки до финальной отгрузки;
- эффективная интеграция различных видов транспорта;
- минимизация затрат, связанных с хранением и передвижением продукции;
- контроль качества товаров до момента их поступления к получателю;
- анализ расходов и управление ресурсами для повышения общей эффективности.
Читайте также:
Основные цели и задачи транспортной логистики
Стратегические ориентиры, которых должна придерживаться транспортно-логистическая система:
- Анализ параметров груза — объема, веса, пунктов отправления и назначения — с последующим построением маршрута, учитывающего географические особенности регионов.
- Оптимизация процесса перевозки, включающая регулирование темпа доставки, снижение затрат на топливо и другие эксплуатационные ресурсы, а также учет совокупных расходов.
- Выбор подходящего транспортного средства в соответствии с путем следования и необходимой мощностью — это один из важнейших аспектов организации транспортировки в логистике.
- Актуализация маршрутных схем — регулярная проверка карт и логистических связей позволяет выбирать более эффективные средства и снижать издержки.
- Формирование альтернативных маршрутов на случай сбоев основного пути — профилактическая мера, позволяющая избежать задержек из-за непредвиденных обстоятельств.
- Обеспечение надежности и сохранности груза на всех этапах передвижения, от отправки до получения.
Необходимые документы
В процессе логистики перемещения товаров от отправителя до получателя участники грузоперевозок обязаны оформить комплект сопроводительной документации. Состав пакета зависит от характера продукции, особенностей маршрута и условий транспортировки. Разберемся, как правильно оформить перевозку, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.
Основа взаимодействия в сфере доставки — это договор между заказчиком и транспортно-логистической компанией. Дополнительно заключается заявка-договор, в которой указываются адреса погрузочно-разгрузочных точек, параметры партии и иные условия.
Если общий договор не заключен, используется заказ-заявка. В ней фиксируются данные об отправителе и получателе, состав и характеристики товара, сроки, дорога, требования к перевозочному средству и согласованная стоимость услуги.
К основным документам, сопровождающим груз, относятся:
- Товарно-транспортная накладная (ТТН), ТОРГ-12, товарная накладная (ТН) — подтверждают отгрузку и являются бухгалтерским основанием.
- Путевой лист — оформляется на каждое ТС, используется для контроля пробега и затрат.
- Маршрутный лист — отражает движение автомобиля, расходы водителя, время прибытия и выгрузки.
- Акт приема-передачи — подтверждает факт получения товара и его состояние на момент вручения.
- Доверенность — необходима, если партия вручается не заказчиком, а уполномоченным лицом.
- Счёт-фактура — содержит данные о стоимости, объеме и условиях оплаты услуги.
Если транспортируются опасные грузы, обязательна декларация ДОПОГ.
Также могут потребоваться:
- сертификаты качества и соответствия;
- ветеринарные документы;
- лицензия на перевозку специальных категорий продукции;
- прочие бумаги, регламентирующие контроль и законность отправления.
Анализ требований к транспортировке
Рассмотрим два аспекта из сферы услуг транспортно-логистической компании — об этом важно знать для правильной организации грузоперевозки.
Характеристики продукции
Условия и способы обращения с товарно-материальными ценностями (ТМЦ) зависят от совокупности их физических (сыпучесть, хрупкость, гигроскопичность и др.), химических (склонность к окислению, самовозгоранию, коррозии) и термических (морозостойкость, теплостойкость) свойств. Также учитываются объемно-массовые характеристики (длиномерность, крупногабаритность), параметры тары и упаковки (жесткость, мягкость), уровень опасности (токсичность, взрывоопасность, радиоактивность) и иные специфические нюансы — например, наличие живого груза или принадлежность к скоропортящейся продукции.
Анализ конечной точки доставки
Цель данного этапа — оптимизировать маршрут с учётом географических особенностей местности и характеристик перевозимых ТМЦ. Для проведения анализа применяются следующие инструменты и методы:
- Географическая информационная система (ГИС) — позволяет строить путь следования с учетом рельефа, препятствий, расстояний и иных природно-климатических факторов.
- Алгоритмы маршрутизации — обрабатывают данные о транспортной сети, учитывая количество пересадок, задержки, пропускную способность дорог, стоимость топлива, время в пути и другие логистические параметры.
- GPS-мониторинг — обеспечивает отслеживание передвижения ТС в режиме реального времени. Система фиксирует дорожную обстановку, отображает участки с пробками или ремонтными работами и при необходимости автоматически корректирует маршрут.
Классификация логистических перевозок
Грузоперевозки можно разделить на два направления:
- Внутренние, при которых перемещение грузов осуществляется внутри одной компании — между её филиалами, складами и дочерними подразделениями.
- Внешние, когда доставка производится от продавца к стороннему покупателю или заказчику, не входящему в структуру предприятия.
Виды транспортировки классифицируются по типу организации отправления:
- Унимодальная — используется один тип транспорта на всём протяжении маршрута. При этом допускается перегрузка с одного транспортного средства на другое, если они относятся к одному типу (например, с одного грузовика на другой или с одного поезда на другой).
- Мультимодальная — задействуются два и более типа ТС, но за всю логистическую цепочку отвечает один перевозчик. Например, перемещение партии от поставщика на автомобиле до терминала, перегрузка на поезд или самолет, затем — на фуру для финального участка. Такой подход позволяет оптимизировать сроки и снизить затраты клиента.
- Интермодальная — аналогична мультимодальной, но здесь ответственность за перевозку несет один организатор, однако разные участки пути обслуживают разные перевозчики. Оформляется одна накладная, что упрощает документооборот и контроль.
- Смешанная — применяется несколько вариантов ТС, а также предусматривается временное хранение груза между этапами. Например, контейнер прибывает по железной дороге, затем перегружается на автомобиль, но в промежутке требуется складская обработка. Такой формат характерен для сложных маршрутов с пересадками и перевалочными пунктами.
Виды транспорта в транспортной логистике
В зависимости от специфики грузоперевозок и требований к условиям доставки применяются различные типы организации логистических процессов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Автотранспорт
Способ, используемый на короткие и средние расстояния — как внутри страны, так и за её пределами. К основным преимуществам автоперевозок относятся доступность, гибкость маршрутов, регулярность рейсов и возможность отправки малых партий товаров.
Железнодорожный
Перевозка товарно-материальных ценностей по железной дороге особенно эффективна при отправке крупных партий на средние и дальние расстояния. Это обусловлено развитой железнодорожной инфраструктурой во многих регионах и странах. Основные преимущества такого способа — низкая себестоимость, стабильность и независимость от погодных условий и сезонов.
Морской
Организация транспортировки грузов на судах относится к экономическим способам доставки крупных партий и крупногабаритных изделий в контейнерах при длинных расстояниях, в т. ч. между континентами. Несмотря на длительный срок ожидания, морские логистические перемещения надежные и низкозатратные.
Речной
Применяется для грузоперевозки по рекам, каналам и озерам. Он подходит для отправления крупных партий на значительные расстояния внутри страны. Однако использование речного транспорта ограничено погодными условиями и сезонностью — навигация возможна не круглый год. Кроме того, скорость передвижения сравнительно невысока по сравнению с другими типами ТС.
Воздушный
Авиационный вид перевозки в логистике — это самый скоростной метод пересылки товаров на большие расстояния. Особенно актуален авиатранспорт для срочной или скоропортящейся доставки ТМЦ, а также для труднодоступных местностей, куда другими вариантами ТС не добраться. В то же время обеспечение скоростной пересылки — самое затратное. К тому же существует зависимость от погодных условий и ограничение габаритов и веса.
Трубопроводный
Метод применяется для транспортировки жидкого, газообразного груза. Иногда он используется для перемещений твердых капсул. В процессе отправки задействован минимальный персонал, а способ отправления — один из самых надежных и низкозатратных. Он актуален только для больших партий.
Плюсы и минусы различных видов транспорта в логистике
Представим преимущества и недостатки организации логистических грузоперевозок разными транспортными средствами в таблице.
Разновидность средств передвижения | Достоинства | Недостатки |
Автомобильный |
|
|
Железнодорожный |
|
|
Морской |
|
|
Воздушный |
|
|
Речной |
|
|
Трубопроводный |
|
|
Как выбрать логистическую компанию
При ее выборе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- Опыт работы и репутация. Нужно изучить информацию о том, сколько лет организация работает в логистике, какие задачи решает. Сведения можно черпать с сайта предприятия, а также из отзывов клиентов.
- Проверить наличие лицензий и сертификатов на предмет соответствия стандартам.
- Какую географию покрывает и может ли организовать единую цепочку доставки.
- Специализируется ли на необходимой продуктовой нише для оснащения своевременной и безопасной транспортировки.
- При международных экспедиционных услугах есть ли свои склады для хранения и обработки ТМЦ, предоставляется ли помощь при прохождении таможни, страховании и сертифицировании.
- Проверить наличие полисов страхования ответственности в случае повреждений или потери груза по вине компании.
- Насколько прозрачная ценовая политика и нет ли скрытых платежей и наценок.
Контроль перевозки
Применение современных технологий позволяет отслеживать в реальном времени состояние продукции, сроки поставки. Применяют различные методы и технологии мониторинга перемещения и отслеживания грузопотоков: GPS, использование радиочастотных RFID-меток, датчиков. Задействуются также системы на основе IoT, которые позволяют в реальности через мобильные приложения получать доступ к информации. Блокчейн-технологии обеспечивают прозрачность и надежность сведений о движении партии.
Управление и оптимизация
Эти процессы направлены на повышение эффективности всей цепочки операций — от транспортировки и распределения ТМЦ до складирования. Основные задачи оптимизации включают:
- снижение издержек;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- ускорение доставки за счёт роста производительности;
- рациональное использование трудовых, временных и материальных ресурсов.
Для эффективного управления применяются математические модели анализа, цифровые технологии регистрации транзакций и системы отслеживания. Автоматизация позволяет значительно ускорить обработку заказов и сократить количество ошибок.
Автоматизация в ТЛ
Для быстрого и эффективного достижения целей при разработке организации транспортных услуг используется специальная программа по управлению TMS. Это помогает рассчитывать автоматически оптимизированные маршруты и виды ТС с учетом габаритов и объемов товара, а также его пропуска в требуемую точку доставки. Благодаря этому легко можно определить отклонение пути от запланированной маршрутизации, корректировать ее, устраняя простои, и решить другие задачи.
Компания Клеверенс предлагает помощь в автоматизации процессов, составлении маршрутных листов, навигации и прочих сервисов.
Проблемы и перспективы развития отрасли в России
В РФ развертывание отрасли набирает обороты, несмотря на создавшуюся в мире геополитическую обстановку. Хотя трудно спрогнозировать, как она будет складываться в ближайшем будущем, все же четко обозначены две важные тенденции:
- Развитие морского и железнодорожного транспорта. Запланирована масштабная реконструкция старых ж/д путей сообщения и создание новых. Заметен рост грузопотоков в портах с параллельным улучшением их инфраструктуры.
- Набирает обороты и активно расширяется экспорт и импорт на рынки Индии, Турции, Азии. Те операторы, которые были ориентированы раньше на европейские площадки, вынуждены перестраиваться, хотя это затратно и сложно. Несмотря на это, потенциал сотрудничества со странами этих регионов находится на высоком уровне.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели определение и основные понятия, связанные с транспортной логистикой, а также цели и задачи, стоящие перед компаниями, осуществляющими организацию процессов и контроль деятельности в транспортно-логистической сфере. Операторы доставки играют важную роль в экономике, обеспечивая быструю транспортировку. Клиенты могут сосредотачиваться на своей области работы, доверяя координацию поставок профессионалам. Расходы за отправление, получение прибыли и конкурентоспособность на рынке зависит от правильного выбора ТЛ-оператора.
А если вам нужна помощь в автоматизации бизнеса, обращайтесь в Клеверенс — мы создаем мобильные системы учета для магазинов, складов, различных учреждений и производства.
Вопросы – ответы
В чем главное назначение грузового перевозчика?
Оно состоит в планировании оптимизированных маршрутов, управлении запасами, в подборе транспортных средств в соответствии с объемами, габаритами и весом партии товарно-материальных ценностей, а также в контроле за выполнением запланированного графика перевозки.
Как выбрать оптимальный путь следования для грузоперевозки?
Он сопряжен со следующими параметрами, которые следует учитывать для правильного планирования маршрутизации, минимизации затрат и рисков:
- типом и партии груза;
- расстоянием между точками погрузки и разгрузки ТМЦ;
- дорожными и погодными условиями;
- региональными особенностями инфраструктуры и удаленности населенных пунктов.
Какие основные риски возникают в сфере транспорта и логистики, и как можно предотвратить эти сложности?
На успешность доставки могут повлиять следующие негативные факторы:
- утрата товара в результате неправильно указанного адреса, утери сопроводительных документов;
- кража товарно-материальных ценностей из-за несоблюдения требований к обеспечению безопасности;
- повреждение партии вследствие неправильной упаковки, нарушения условий хранения и транспортировки, небрежного обращения или дорожно-транспортного происшествия.