ФСБУ 28 "Инвентаризация": применение в 2025 году по новым правилам
- Федеральный стандарт ФСБУ 28/2023: что должен знать бухгалтер
- Порядок инвентаризации по ФСБУ 28 2023 в 2025 году
- Инвентаризация активов и обязательств: акценты ФСБУ 28
- Учетная политика и отчетность: интеграция ФСБУ 28
- Вопросы и ответы
Федеральный стандарт ФСБУ 28/2023: что должен знать бухгалтер
Обзор изменений в правилах инвентаризации
С 2025 года вступает в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учёта — ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Это значит, что все организации обязаны пересмотреть привычную практику проведения инвентаризации — как с методологической, так и с документальной точки зрения.
ФСБУ 28 вводит единые правила для всех активов и обязательств, подлежащих инвентаризации. Теперь бухгалтер больше не может руководствоваться только внутренними регламентами или распоряжениями руководителя. Основное нововведение — принцип системности: инвентаризация должна быть встроена в процесс учёта и проводиться в зависимости от особенностей деятельности и специфики активов.
Отчётные сроки, частота, состав комиссий и даже порядок документального сопровождения теперь регламентированы более чётко. Особенно важно, что ФСБУ 28 требует оценить пригодность объектов, полноту отражения в учёте и выявить возможные потери, а не просто пересчитать имущество "для галочки".
Когда ФСБУ 28 обязателен для применения
ФСБУ 28 становится обязательным для всех экономических субъектов с 2025 года, за исключением микропредприятий и субъектов малого бизнеса, применяющих упрощённые формы учёта. Тем, кто ведёт бухучёт по полной форме, внедрение новых правил обязательно.
Это относится ко всем типам организаций, в том числе:
- торговым и производственным компаниям;
- организациям, имеющим значительный объём имущества или работающим с большим числом контрагентов;
- государственным и муниципальным учреждениям;
- компаниям, проходящим обязательный аудит.
Если организация добровольно перешла на ФСБУ, то она создаёт учётную политику с учётом нового стандарта, адаптируя все внутренние процедуры и документы под требования.
Кому и с какого периода применять ФСБУ
Применение ФСБУ 28 начинается с отчётности за 2025 год — независимо от того, сколько раз в год проводится инвентаризация. Однако, чтобы спокойно встроить новые практики в операционный цикл, начать подготовку стоит уже сейчас. Это означает:
- Обновить учётную политику с учётом новых принципов и подходов.
- Переобучить инвентаризационные комиссии.
- Адаптировать документацию (акты, описи, сличительные ведомости) в соответствии с новой логикой.
Особое внимание стоит обратить на системный подход, поскольку теперь инвентаризация не просто формальная проверка, а инструмент управления точностью учёта. Для примера, если ранее инвентаризация основных средств проводилась раз в год, то теперь логичнее привязывать её к критическим бизнес-процессам. То же касается товаров, готовой продукции и задолженности.
Подробную инструкцию по инвентаризации основных средств по новым правилам вы найдёте в этой статье.
ФСБУ 28 и ПБУ: различия и переход
Появление ФСБУ 28 означает уход от прежней практики, основанной на ПБУ и устоявшихся внутренних регламентах компаний. Основные различия между ФСБУ 28 и ранее применяемыми нормативами приводим в таблице:
Критерий | По ПБУ | По ФСБУ 28 |
---|---|---|
Частота | Фиксированная: годовая, перед составлением отчётности | Гибкая: на основе оценки рисков и объёма операций |
Обязательность | Определяется внутренними актами | Установлена стандартом и обязательна |
Документы | Часто устаревшие, не унифицированные | Используются форматы, соответствующие требованиям ФСБУ |
Оценка активов | Просто факт наличия | Учитывается пригодность, возможность использования |
Таким образом, переход на ФСБУ 28 требует не столько технических изменений, сколько философского переформатирования подхода к инвентаризации. Бухгалтеру нужно не только пересчитывать активы, но и понимать, как это влияет на отчётность, управленческие решения и реальную картину активов организации.
Уже на этапе подготовки к внедрению ФСБУ 28 бухгалтерии предстоит наладить взаимодействие со складами, производством, IT-отделом и другими службами. Только так можно выстроить непротиворечивый и прозрачный учёт, соответствующий новым требованиям.
Порядок инвентаризации по ФСБУ 28 2023 в 2025 году
Алгоритм проведения: с чего начать
Подход к инвентаризации по ФСБУ 28 в 2025 году существенно отличается от привычных процедур. Изменения коснулись как состава объектов, так и методики самого учета, включая порядок формирования документов и их последующую интерпретацию в отчетности. Чтобы не запутаться, важно чётко придерживаться алгоритма действий.
Первый шаг — утвердить график проведения инвентаризаций по всем активам компании. Новый стандарт требует учитывать особенности каждого объекта: есть ли у него физическая форма, временные рамки пользования, кто за него отвечает. Все это влияет на сроки и особенности проведения сверки.
Далее необходимо определить состав комиссии: минимум три человека, включая представителя бухгалтерии и сотрудника, ответственного за имущество. Именно на них ложится обязанность не просто пересчитать, но и оценить соответствие данных в учете реальному положению вещей.
Приказ о проведении инвентаризации по ФСБУ
Формальный запуск инвентаризации начинается с приказа руководителя. Согласно ФСБУ 28, документ должен содержать не только дату начала и окончания проверки, но и список объектов, состав комиссии, а также метод проведения. Стандарт не ограничивает формат — приказ может быть бумажным или в электронном виде, если он подписан по всем правилам внутреннего документооборота.
Важно: объект инвентаризации теперь определяется не только по категории (например, ОС или МПЗ), но и по признаку осознанности учета. То есть актив должен быть идентифицирован как контролируемый компанией ресурс. Поэтому в приказе важно уточнить, какие активы и почему подлежат проверке. Это потребуется в случае внутреннего аудита или налоговой проверки.

Документы по объектам инвентаризации: требования
На смену универсальным формам, вроде ИНВ-1, пришёл более гибкий подход: каждая организация вправе разрабатывать собственные формы инвентаризационных ведомостей. Главное, чтобы они содержали обязательные данные:
- Наименование компании и подразделения
- Дата составления
- Идентификаторы объекта (инвентарный номер, местоположение, ответственный)
- Фактическое и учетное количество/стоимость
- Подписи членов комиссии и дата сверки
Не менее важно сохранять и оформлять документы таким образом, чтобы их можно было сопоставить с бухгалтерской базой. Использование ЭДО или специализированных решений, таких как мобильные системы инвентаризации, значительно упрощает этот процесс.
Разграничивать документы стоит не по формальным типам активов (ОС, ТМЦ), а по сути — для учета участвуют те активы, которыми компания владеет, контролирует и от которых ожидает выгоду. Такие изменения прописаны в обзоре обновлений ФСБУ 28.
Учёт результатов инвентаризации по ФСБУ
Главное отличие обновленного подхода — акцент на экономическую суть выявленных расхождений. Недостачи, излишки и ошибки в учете теперь не просто фиксируются, а интерпретируются с точки зрения контроля над активом и его экономической полезности.
По итогам инвентаризации составляется сводный отчет, где указывается:
Тип расхождения | Рекомендованные действия | Отражение в учете |
---|---|---|
Недостача | Анализ причин, привлечение ответственных | Списание с баланса, отнесение на виновных или счета затрат |
Излишки | Признание актива, проверка права собственности | Оприходование как поступление с последующей оценкой |
Ошибки в учете | Исправление бухгалтерских записей | Корректировка первоначальной стоимости и амортизации |
Проводки по результатам инвентаризации оформляются на основании утвержденного отчета с приложением всех первичных документов. Также рекомендуется разработать регламент по порядку действий после инвентаризации: кто утверждает результаты, кто вносит изменения в учет, какие сроки установлены для всех этапов.
Таким образом, применение ФСБУ 28 требует от бизнеса более глубокой вовлеченности в учет активов, но при этом предоставляет гибкость и инструменты для более точного отражения реального состояния имущества.
Готовые решения для всех направлений
Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Обязательная маркировка товаров - это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Инвентаризация активов и обязательств: акценты ФСБУ 28
Имущество, обязательства и финансовые вложения
ФСБУ 28 делает акцент на комплексном и раздельном подходе к инвентаризации всех объектов учета — от материального имущества до обязательств и финансовых вложений. Важнее всего — обеспечить полноту отражения на счетах бухгалтерского учета и сверку с их фактическим наличием.
Теперь инвентаризация охватывает не только материальные ценности, но и нематериальные активы, резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами. Это помогает избежать искажений в отчетности и своевременно выявлять скрытые ошибки в учете.
Например, для финансовых вложений требуется подтверждение их существования и оценки по справедливой стоимости. Для обязательств — наличие первичных документов, подтверждающих сумму долга и условия его погашения.

Оценка и перерасчет: отражение результатов
Результаты инвентаризации по новым правилам ФСБУ 28 подлежат отражению в бухгалтерском учете с обязательной корректировкой данных. Если выявлены расхождения между учетными данными и фактическими, необходимо произвести дооценку или уценку активов, а также перерасчет обязательств.
При этом действуют такие принципы:
- если активы обнаружены сверх учета — их необходимо оприходовать по рыночной стоимости;
- если активы недостают — нужно списать с учета и учесть как потери или провести внутреннее расследование;
- по обязательствам важна сверка с контрагентами, особенно по долгосрочным договорам.
Важно, что корректировки осуществляются на основании инвентаризационной описи и официального акта, составленных по формам, утвержденным учетной политикой компании.
Раздельный учет при выявлении ошибок
ФСБУ 28 требует четкого деления между результатами инвентаризации, возникающими по естественным причинам (естественная убыль, ошибки округления и т. п.), и ошибками предыдущих периодов. Расплывчатое «не найдено» или «ошибка бухгалтера» уже недостаточно — нужно документировать каждое отклонение.
Для учета ошибок любого рода необходимо применить стандарты ретроспективного пересчета в соответствии с ФСБУ 5/2019. Это означает, что изменения в учете необходимо внести в том периоде, к которому они относятся, а не текущем. Такой подход обеспечивает прозрачность и достоверность отчетности.
Как оформлять выявленные расхождения
Оформление результатов инвентаризации в 2025 году строго регламентировано: каждая операция фиксируется отдельным актом или актом списания, обязательно подписанным инвентаризационной комиссией. Особое внимание — оформлению разниц между фактом и учетом. Основные документы:
Тип расхождения | Документ | Дополнительные действия |
---|---|---|
Излишки | Акт оприходования | Оценка по рыночной стоимости и отнесение на доходы |
Недостача | Акт списания | Установление причин и возможное взыскание |
Ошибки в учете | Акт корректировки | Ретроспективное внесение изменений |
Все действия должны быть отражены в учете на последний день месяца инвентаризации, чтобы избежать искажений в отчетности. Следует строго соблюдать последовательность: опись — комиссия — акт — бухгалтерские проводки.
Интересно, что новые правила сближают российский подход с международными стандартами: внимание к справедливой стоимости, документальное подтверждение всех позиций, учет вероятности получения экономической выгоды.
Дополнительные детали вы можете найти в статье поэтапной инструкции инвентаризации здесь, а подробнее о последних изменениях — здесь.
Учетная политика и отчетность: интеграция ФСБУ 28
Внесение изменений в учетную политику учреждения
С внедрением ФСБУ 28 "Инвентаризация" возникает необходимость актуализации учетной политики учреждений. Обновление учетной политики — обязательное условие корректного применения нового стандарта. ФСБУ 28 детализирует порядок проведения инвентаризации, включая сроки, формы и документальное оформление.
Изменения должны быть зафиксированы в распорядительном документе учреждения до начала 2025 года, поскольку именно с этого периода ФСБУ 28 становится обязательным. Особенно важно учесть в учетной политике следующее:
- Периодичность и календарный график инвентаризаций;
- Ответственные лица за проведение и документирование инвентаризации;
- Методические подходы к оценке разниц по результатам инвентаризации.
Дополнительно рекомендуется закрепить в учетной политике порядок действий при выявлении расхождений: от служебного расследования до внесения корректировок.
Особенности учета в казенных и бюджетных организациях
Казенные и бюджетные учреждения при внедрении ФСБУ 28 сталкиваются с рядом особенностей. Прежде всего, различается степень финансовой автономии: у казенных учреждений она ограничена, поэтому инвентаризация осуществляется чаще под контролем главного распорядителя.
Важно помнить об учете в рамках ЕКР (единый классификатор расходов бюджетов) и требованиях к казначейскому сопровождению. В частности, для казенных учреждений Минфин рекомендует проводить сверку не только остатков имущества, но и средств, отраженных на счетах в управлении федерального казначейства.
Для бюджетных учреждений упор делается на контроль эффективности и сохранности активов, в том числе арендованных. Проводя инвентаризацию, учреждения обязаны рассматривать не только материальные ценности, но и нефинансовые активы, в том числе со сроком амортизации свыше 12 месяцев.
Ниже представлена сравнительная таблица ключевых особенностей учета:
Критерий | Казенные учреждения | Бюджетные учреждения |
---|---|---|
Право распоряжения имуществом | Ограниченное | Более свободное |
Инициатор инвентаризации | Учредитель или казначейство | Руководство учреждения |
Форма учета | Бюджетная (по счетам учета обязательств) | По стандартам бухгалтерского учета учреждения |
Ответственность и контроль исполнения
Согласно новым правилам, ответственность за полноту и достоверность инвентаризации несут как руководитель учреждения, так и члены инвентаризационной комиссии. Именно этот состав утверждается приказом, где назначаются ответственные за конкретные участки активов.
Контроль исполнения проводится как внутренним аудитом учреждения, так и внешними органами – в первую очередь финансовыми ревизорами. В условиях бюджетного финансирования случаи игнорирования или формального подхода к инвентаризации могут привести к административной ответственности, особенно при нарушениях в учете активов высокой стоимости (недвижимость, техника, архивные фонды и т.д.).
На практике в 2025 году усиление роли ревизий будет связано с внедрением единой цифровой платформы учета. Именно туда будет поступать информация об итогах инвентаризации, включая пояснительные записки и детализацию расхождений.

Рекомендации Минфина России по применению
Минфин выпустил разъяснительные письма и инструкции, акцентируя внимание на отдельных аспектах применения ФСБУ 28. В первую очередь, рекомендации касаются обязательности применения новых форм первичных документов. Кроме того, министерство указывает на необходимость составления графика инвентаризаций уже на начало финансового года.
Среди предложенных методических подходов зафиксированы следующие:
- Использование итоговых ведомостей для корректного закрытия счетов учета;
- Обязательное участие главного бухгалтера в инвентаризационной комиссии;
- Формирование обоснований по срокам и выбору объектов учета.
Примечательно, что Минфин рекомендует не ограничиваться формальными действиями: проведенная "для галочки" инвентаризация влечет искажение отчетности и может стать основанием для претензий со стороны контрольных органов.
Вопросы и ответы
Когда вступает в силу ФСБУ 28/2023?
Какие основные изменения вводит ФСБУ 28 по сравнению с ПБУ?
Какой состав должна иметь инвентаризационная комиссия по ФСБУ 28?
Что обязательно должно быть указано в приказе о проведении инвентаризации?
Можно ли использовать свои формы инвентаризационных документов?
Как отражаются расхождения в учете по новым правилам?
Какие активы подлежат инвентаризации по ФСБУ 28?
Нужно ли пересматривать учетную политику при переходе на ФСБУ 28?
Каковы особенности применения ФСБУ 28 в казённых и бюджетных учреждениях?
Как оформлять выявленные при инвентаризации расхождения?
Какие рекомендации даёт Минфин по применению ФСБУ 28?
Количество показов: 169