Обязательная маркировка шин и автопокрышек уже скоро!


По прогнозу Fior Markets, с 2019 по 2026 год среднегодовой темп роста мирового рынка автомобильных шин составит 7,19%, так что к 2026 году его объем достигнет 618,49 млрд. $. Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона обещает быть самым быстро растущим, благодаря подъему экономики и росту спроса на автомобили.

Российский же рынок шин постепенно приходит в себя после фееричного падения в период с 2012 по 2016 год (тогда продажи упали с 58 млн. до 36 млн. единиц). В период с 2017 по 2018 по оценкам аналитиков рынок вырос почти на 40%, а на период 2019 - 2020 все-таки прогнозируют рост на 10-15 %.

Ключевой интригой развития рынка шин в России было введение утилизационного сбора на шины. Проблема действительно актуальна, поскольку только небольшой процент (около 10%) шин, вышедших из употребления, отправляются на переработку. Остальная часть лежит мертвым грузом на свалках и портят окружающую среду.



14 января 2019 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о создании публично-правовой компании "Российский экологический оператор" - госкомпании по переработке и утилизации мусора. Безусловно, это оказало определенное давление на рынок и дало свои плоды в виде новых расходов для производителей и импортеров шин.

  

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201901140034

К тому же шины и покрышки вошли в список товаров, обязательных для маркировки.
Владельцы транспортных средств опасаются, что обязательная маркировка шин так или иначе приведет к удорожанию данной продукции.

Обязательная маркировка шинной отрасли “настигнет” участников рынка 1 декабря 2019 года и потребует определенных изменений в работе.

Все покрышки должны будут быть промаркированы уникальным кодом. Код уникальный, сгенерировать аналогичный невозможно. Считывая этот код можно будет получить исчерпывающую информацию о товаре — производитель, бренд, представительство на территории РФ (если покрышка импортирована), эксплуатационные характеристики. После продажи покрышки код выводится из оборота. Схема аналогична всем остальным проектам по маркировке - государство хочет видеть всю цепочку передвижения товаров от производителя до потребителя.



Самые крупные предприятия России шинной отрасли, международные игроки, и мировые лидеры шинного рынка - это:
- ООО «УК «Татнефть-Нефтехим»,
- АО «Кордиант», ООО «Бриджстоун СНГ»,
- ООО «Нокиан Шина»,
- ООО «Гудиер Раша»,
- ООО «МИШЛЕН Русская Компания по производству шин»,
- ООО «Континентал Тайрс РУС»,
- ООО «Пирелли Тайр Руссия»
стали участниками пилотного проекта по обязательной маркировке шин и автопокрышек.

Примерно 40% шинного производства приходится на внутреннее производство российских заводов, причем более 80 % автомобильных шин выпускаемых в РФ производятся в основном в трех регионах: Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральным округах, остальные же 60% занимают иностранные мировые производители, в том числе имеющие заводы на территории РФ.

Итак, 20 июня 2019 года был запущен эксперимент по маркировке шин и покрышек пневматических и резиновых новых в соответствии распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2019 года № 753. Участие добровольное. Пилотный проект продлится до 30 ноября 2019 года

Маркировке подлежат все шины и покрышки пневматические резиновые новые, на основании распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р, по кодам ОКПД-2 - 22.11.11 22.11.12 22.11.13 22.11.14 22.11.15 22.11.20, коду ТН ВЭД ЕАЭС 4011.

Обязательная маркировка стартует 1 декабря 2019 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками».

Пилотный проект проводится чтобы выбрать средства идентификации для обеспечения однозначной идентификации и прослеживания товара, подходящие по возможностям для производителей и импортеров шинной продукции, что не должно повлечь удорожания конечной продукции. Он позволит отрасли максимально комфортно и эффективно осуществить переход к обязательной маркировке.


Еще до запуска пилота, на базе ЦРПТ была сформирована рабочая группа, состоящая из производителей, импортеров, оптовых и розничных дистрибьюторов, складских и логистических компаний для проработки перспективных и применимых методов маркировки шинной продукции — лазерной гравировки, этикетирования, RFID-меток.



На сегодняшний день проведены обследования производственных площадок на территории РФ, готовятся новые обследования, по результатам которых определяются технические особенности, применимое оборудование и возможные к использованию методы маркировки. 

Также ЦРПТ ведет работу с интеграторами и производителями оборудования, имеющими опыт работы с отраслевыми решениями, в том числе IT.

Внедрение маркировки потребует ухода от бумажного документооборота между участниками рынка и переходу к электронному обмену данными между сторонами. Что минимизировать ошибки, увеличить скорость работы и ее точность, это можно будет сделать с помощью ЭДО. 

Также необходимо зарегистрироваться в единой системе мониторинга (зарегистрироваться можно на сайте оператора системы) и настроить передачу данных. То есть, уже сейчас стоить начать готовиться, выбрать, каким решением пользоваться, разрабатывать свое или воспользоваться решениями профильных IT-компаний, которые предлагают решения для маркировки. 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ выпустило новое постановление от 31 декабря 2019 г. № 1958 с утвержденными правилами маркировки шин средствами идентификации и правилами для всех участников оборота шин.

Участники оборота шин должны пройти тестирование информационного взаимодействия собственных программно-аппаратных средств и информационной системы мониторинга и вправе вносить в неё сведения о маркировке шин, а также о вводе шин в оборот, их обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами. 

С 1 ноября 2020 года внесение таких сведений будет обязательным. Вместе с тем участники оборота шин, которые по состоянию на 15 декабря 2020 года будут иметь нереализованные шины, введённые в оборот до 1 ноября 2020 года, будут обязаны до 1 марта 2021 года промаркировать их средствами идентификации и предоставить эти сведения в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами.

С даты вступления данного постановления участники оборота шин в Российской Федерации могут уже наносить средства идентификации на шины или этикетку шин или внедрять средства идентификации в шины.

с 31 декабря 2019 года коды маркировки платные!

Требования к участникам оборота шин.

По сути все требования стандартны и мало отличаются от требований для участников по другим группам товаров. Но, мы все же напомним их. 

Необходимо иметь всем участникам:

а) усиленную квалифицированную электронную подпись 

б) программно-аппаратный комплекс, который сможет формировать и подписывать усиленной электронной подписью электронные документы, а также производить  обмен необходимыми электронными документами с информационной системой мониторинга, в том числе посредством личного кабинета.

Что еще?

Помимо этого производители шин и импортеры должны иметь удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии.

Оптовое звено должно иметь удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии оператора информационной системы мониторинга.

Участники оборота шин, осуществляющие розничную (в том числе комиссионную) торговлю должны иметь:

 а) соединенные с контрольно-кассовой техникой средства сканирования (2 D терминалы сбора данных) и распознавания средств идентификации шин;

 б) заключенный договор с организацией на обработку и передачу от имени участника оборота шин в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота маркированных шин с использованием контрольно-кассовой техники по каждой реализованной товарной единице 

 в) удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии оператора информационной системы мониторинга. 

Удаленный доступ к устройствам регистрации эмиссии, расположенного на территории оператора «Честный знак» предоставляется участникам бесплатно.

Кто должен регистрировать шины в информационной системе?

Регистрация шин осуществляется в подсистеме национального каталога маркированных товаров Российской Федерации. Подсистема национального каталога маркированных товаров (КМТ) является подсистемой Государственной информационной системы мониторинга товаров ( ГИС МТ) и централизованной системой хранения электронных данных о товарах.

Регистрация осуществляется:

а) при производстве шин на территории Российской Федерации - производителями шин (включая случаи контрактного производства);

 б) при производстве шин за пределами территории Российской Федерации - импортером до пересечения шинами границы Российской Федерации; 

в) при получении участниками оборота шин от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, шин в рамках договоров комиссии на территории Российской Федерации - комиссионером; 

г) при возврате шин потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации - организацией розничной торговли; 

д) при возврате шин, приобретенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей), - участником оборота шин, осуществляющим ввод шин в оборот; 

е) при наличии у участника оборота шин на дату начала обязательного нанесения средств идентификации на шины немаркированных средствами идентификации шин, подлежащих реализации (продаже), - участником оборота шин, осуществляющим оборот таких шин (собственником товара). 

Какие сведения предоставлять в информационную систему мониторинга?

Для регистрации шин участник оборота шин представляет 

  • идентификационный номер налогоплательщика заявителя;
  • код товара (при наличии);
  •  полное (приближенное к регистрационному) наименование товара;
  • четырехзначный код товарной подгруппы единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза ( товарная номенклатура); 
  • товарный знак;
  • модель шины;
  • ширина профиля шины;
  • номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине;
  • тип конструкции каркаса шины;
  • номинальный посадочный диаметр обода;
  • индекс нагрузки на шину, числовое значение;
  • категория скорости, буквенное обозначение;
  • сезонность (виды шин); тип шины по способу герметизации.

 В дополнение к указанной информации участник оборота шин вправе представить фотоизображения шин в разных ракурсах.

Для регистрации шин, находящихся в обороте до даты начала обязательной маркировки шин, по которым нет возможности указать сведения, указанные выше, представляются следующие сведения о регистрируемых шинах: 

а) идентификационный номер налогоплательщика заявителя;

б) код товара (при наличии);

в) товарный знак (при наличии); 

г) модель шины;

д) двузначный код товарной группы товарной номенклатуры

Что будет наноситься на шины?

Средство идентификации шин наносится в виде двухмерного штрихового кода Data Matrix на шины или товарную этикетку или  в виде радиочастотной метки (RFID-метка) UHF-диапазона. 

Код идентификации транспортной упаковки представляется в виде одномерного штрихового кода.

Состав кода идентификации транспортной упаковки определяется участником оборота шин, осуществляющим агрегирование шин в транспортную упаковку. Код идентификации транспортной упаковки должен содержать информацию о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной шины или транспортной упаковки с кодом идентификации создаваемой транспортной упаковки.

Агрегированный таможенный код будет  генерироваться оператором в соответствии со следующей структурой данных:

а) идентификационный номер налогоплательщика заявителя; 

б) индивидуальный серийный номер комбинации шин, составляемый оператором информационной системы мониторинга по произвольному (как правило, последовательному) порядку присвоения.

Повторная генерация кода маркировки при маркировке шин запрещена.

Кто предоставляет коды маркировки?

Участник оборота шин осуществляет обмен документами и сведениями с информационной системой мониторинга посредством устройства регистрации эмиссии.

Коды маркировки по запросу (заявлению) от участника маркировки предоставляются оператором информационной системы мониторинга.

Заявка должна содержать:

а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота шин;

б) причину запроса кода - способ ввода шин в оборот на территории Российской Федерации (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации, осуществлены перемаркировки, реализация (продажа) шин, приобретенных ранее для целей, не связанных с их последующей реализацией (продажей);

в) количество запрашиваемых кодов маркировки;

г) код товара, для которого необходимо изготовить код маркировки;

д) индивидуальный серийный номер каждой единицы шин в случае, если он формируется участником оборота шин самостоятельно. 

В течение 4 часов с момента регистрации заявки на получение кодов маркировки оператор информационной системы мониторинга генерирует указанное в заявке количество кодов маркировки и направляет в устройство регистрации эмиссии заявителя сведения о составе представленных по заявке кодов маркировки. 

Участник оборота шин не позднее 90 дней с даты получения кодов маркировки обеспечивает их преобразование в средства идентификации шин. 

Коды маркировки, не преобразованные в указанный срок, аннулируются. 

Датой получения участником оборота кодов маркировки, с которой исчисляется срок, считается дата направления оператором участнику оборота шин подписанного усиленной электронной подписью уведомления о возможности преобразования в средства идентификации кодов маркировки, заказанных участником оборота шин, согласно заявке,  путем его размещения в личном кабинете участника оборота шин в информационной системе мониторинга с указанием даты его размещения. 

Также в системе отображается отчет о нанесении средств идентификации с датой и временем нанесения.

Порядок маркировки шин:

Маркировка должна быть осуществлена

а) в случае производства, оборота и возврата шин на территории Российской Федерации - в местах производства или хранения шин;

б) в случае ввоза шин на территорию Российской Федерации с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, - до помещения товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;

 в) в случае ввоза шин с территорий государств, являющихся членами Евразийского экономического союза, вне зависимости от страны происхождения ввозимого товара - до фактического пересечения государственной границы Российской Федерации.

г) Комиссионером, который должен обеспечить маркировку немаркированных шин, принимаемых на реализацию от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в рамках договоров комиссии до их продажи.

д) Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, принявшим решение о реализации шин, приобретенных в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей), либо приобретенных при реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, до их реализации (продажи) третьим лицам.

Когда нужна перемаркировка?

Перемаркировка шин должна производиться участниками оборота в рамках купли- продажи, в том числе предлагаемых к реализации (продаже) после их возврата потребителем, в случае утраты или повреждения средств идентификации шин, исключающего возможность их считывания (распознавания).

Средство идентификации, нанесенное на шину или товарную этикетку,не может быть отделимо и не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией. 

Необходимо помнить, чтобы участникам пройти таможенные процедуры участники оборота шин могут указывать в декларации на товары коды идентификации или коды идентификации транспортной упаковки, или агрегированный таможенный код. 

Агрегированный таможенный код формируется оператором по заявке импортера, в которой указываются сведения:

а) идентификационный номер налогоплательщика – участника оборота шин;

б) перечень кодов идентификации или код идентификации транспортной упаковки шин, подлежащих включению в агрегированный таможенный код. 

Подробнее о сроках предоставления сведений оператору информационной системы о вводе в оборот, обороте и выводе каждым участником вы сможете прочитать подробнее в Постановлении Правительства № 1958 в пункте VIII.

Компания «Клеверенс» в свою очередь представит решения для маркировки шин и автопокрышек в своих программных  продуктах «Mobile SMARTS: Склад 15» (для производителей, импортеров и дистрибьюторов) и «Mobile SMARTS: Магазин 15» (для магазинов).

Это отраслевые программные продукты для автоматизации товарного учета на складах и в магазинах.

Компания «Клеверенс» имеет богатый опыт в маркировке и готовит отраслевые программные продукты и решения, позволяя вписаться в маркировку с минимальными затратами на бизнес-процессы.


Сразу готовы к работе!


Подпишитесь на рассылку от «Клеверенс»

Получите доступ к полезной информации о мобильной автоматизации бизнеса. Присылаем письма раз в неделю.

Заполняя форму, вы подтверждаете условия пользовательского соглашения

Спасибо за подписку!

Раз в неделю мы будем присылать письма и делиться полезной информацией о мобильной автоматизации бизнеса.