Как системы маркировки повлияют на ритейл?
Анатолий Штык, руководитель направления «1С» департамента IT компании Simple
– Анатолий, как изначально воспринималась идея подключения ЕГАИС? Как внедрялась система, и есть ли результаты и понимание, что она дала бизнесу?
– Любое закручивание гаек со стороны государства вызывает негативную реакцию у бизнеса. Сейчас, по прошествии нескольких лет, мы понимаем, что внедрение системы ЕГАИС сказалось на наших бизнес-процессах, причем положительно. Компании получили стимул для автоматизации, чтобы соответствовать требованиям закона. Например, мы реализовали часть проекта по автоматизации марочного индивидуального учета каждой единицы алкоголя. Государство сейчас вводит помарочный учет для сетей, оптовиков и импортеров, который позволяет исключить человеческий фактор при продаже и списании алкоголя.
– Как, на ваш взгляд, встретят это нововведение сети? Какие при этом могут возникнуть проблемы?
– Часть игроков относятся негативно, но есть информация, что помарочный учет – это инициатива ряда крупных сетей. Оптовые компании относятся к помарочному учету очень скептически, потому что объемы проводимой работы при начальной обработке вырастают в разы. Система пока еще только разрабатывается, пилотный проект будет запущен с 1 января 2018 года. Насколько я знаю, законодательно закреплены сроки внедрения – 1 июля 2018 года, но возможно они будут перенесены.
– Что все эти изменения дадут игрокам?
– В первую очередь они больше дадут государству и потребителям, потому что именно потребитель будет понимать, что он купил в магазине, и сможет проследить судьбу этого товара от производителя до магазина. Мы один из крупнейших поставщиков алкоголя в России, поэтому нам важно, чтобы все теневые схемы закрывались. Это приведет к росту спроса на качественную продукцию.
– Сделала ли ЕГАИС ваши бизнес-процессы эффективнее? Мы слышали, вам удалось в разы повысить скорость приемки товара.
– Да, благодаря полученным данным из ЕГАИС, мы смогли повысить производительность во время приемки товара в три раза. При помощи компании «Клеверенс» мы внедрили решение, которое позволяет нам на основании акцизной марки получать данные о товаре в нашей системе. На основе этих данных мы реализовали мобильную приемку и маркировку товара. Сейчас идет активное внедрение этого пилота по всей сети. Я думаю, что в итоге удастся повысить производительность в пять раз. Работник винотек – это грамотный обученный специалист, отвлекать его от непосредственной работы мы не можем. У нас стоит цель, чтобы персонал магазина занимался продажами, а не рутиной.
Евгений Алиев, технический директор компании «Клеверенс»
– Евгений, какие тренды технологического развития вы видите в области оптимизации и повышения производительности у сетей?
– Если говорить о трендах в сетевом ритейле, то во многом они создаются нашим государством. Правительство повышает контролируемость ритейла за счет множества проектов федеральных законов. Например, различные системы маркировки – ЕГАИС, маркировка шуб, пилотный проект по маркировке лекарств. Многие другие товары ждут своей очереди. Кассовая реформа затронула практически весь ритейл. Теперь, когда применение этих технологий стало обязательным, компании стараются не потерять продуктивность и ищут новые решения. Например, технологией RFID (радиочастотных меток) мы занимаемся уже 5-7 лет, но популярной она стала после внедрения маркировки меховых изделий. Спрос на мобильные кассы для курьеров появился после поправок в 54-ФЗ.
– Какие технологии применяют сети, чтобы повысить производительность?
– В fashion-ритейле стали интересоваться RFID-технологиями. При помощи этих меток можно улучшить сервис. Например, покупатель берет определенную одежду, дистанционно считав метки, продавец может предложить похожие вещи. В последние годы наша компания занимается мобильной переоценкой. Бывает, что в магазинах ценники на полках не совпадают с ценниками в системе. Постоянно проводятся акции, скидки, ассортимент большой – это очень большая нагрузка на персонал, ошибки случаются. Сейчас большинство магазинов просто печатают листы А4 и потом ножницами их нарезают, человек ходит, проверяет и расставляет их. Мы создали решение – сотрудник подходит к ценнику, сканирует штрихкод, система проверяет правильность. В случае, если ценник с ошибкой, устройство распечатывает правильный и сотрудник его переклеивает.
– Какое влияние на ритейлеров окажет ввод маркировки на многие категории товаров?
– Требования к маркировке существенно повышают требования к качеству работы ритейла и его контролируемости. Так в свое время крупная американская сеть Walmart сделала существенный рывок, в том числе и в IT-индустрии, заставив всех своих поставщиков маркировать товар штрихкодами. Причем, требования были очень жесткими – за минимальные ошибки выставлялись большие штрафы. Компаниям приходится выстраивать информационную структуру, совершать качественный скачок, чтобы соответствовать требованиям законодательства. Если хорошее начинание проводится «из-под палки», оно от этого не перестает быть хорошим.
Источник: Retail.ru