18 ноября 2019

Маркировка молочной продукции


15 июля 2019 года начался эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.

В соответствии Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня он продлится до 29 февраля 2020 года. Очень скоро маркировка молока станет обязательной.


С 2018 года в рабочую группу пилотного проекта входят более 30 компаний. Это такие производители как Unilever, «Вакинское Агро», «Галактика», «Шахунское молоко», экологическое хозяйство «Спартак»; розничные сети — «Лента», «Магнит», X5 Retail Group и интернет-магазин Озон.


Что сейчас?
На сегодня вся работа ведется через систему «Меркурий», которая выдает электронные ветеринарные сертификаты и позволяет отследить передвижение сырого молока – от сырьевой стадии до получения готовой продукции. К системе подключены все участники оборота данных товаров – производители, розничные магазины, рестораны, кафе и т. д.

Маркировка же коснется уже переработанных молочных продуктов в упаковке: молоко, сливки, сгущёнка, йогурт, кефир, сливочное масло, мороженое, сыры и творог. Цифровой двухмерный код Data Matrix будет наноситься на отдельные категории готовых молочных продуктов и контролировать их перемещение от производителя до конечного потребителя.

Работа внутри пилотного проекта будет вестись так, чтобы исключить дублирование функций систем ветсертификации «Меркурий», оператором которой является Россельхознадзор, и Честного ЗНАКа ЦРПТ.
То есть в рамках эксперимента будет проведена интеграция и разграничение полномочий:

  • «Меркурий» будет контролировать сырье до завода
  • Честный ЗНАК будет прослеживать каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе.
  • Обмен данными позволит осуществить полную прослеживаемость продукции и гарантировать ее безопасность для населения.

На данный момент совместно с бизнес-сообществом ЦРПТ разрабатывает методические рекомендации, которые позволят протестировать полную цепочку прослеживания молочной продукции во время эксперимента и подготовиться к обязательной маркировке. В рамках пилотного проекта производитель или импортёр наносит на продукт защищённый криптографией цифровой код. Его могут просканировать при проверке товара, а также при приемке на склад и продаже в магазине.

Это будет именно 2D штрих-код Data Matrix — оптимальная технология для маркировки большинства товарных групп (цены, качества, надежности, объема память, готовности инфраструктуры считывания, занимает мало места на упаковке). Данные с которого могут распознаваться даже при частичном повреждении.
Что будет маркироваться?
Перечень видов молочной продукции, подлежащих маркировке в рамках эксперимента:
Зачем вообще она нужна маркировка молочной продукции?
Ввести маркировку готовых продуктов из молока Правительство РФ решило после того, как выяснилось, что около четверти молочной продукции на российских прилавках – подделка.

Маркировка позволит потребителям быть уверенными в качестве покупаемых товаров, любой пакет молока можно будет проверить на легальность, имея мобильное приложение «Честный знак» на своем телефоне, сканируя штрих-код покупатель будет видеть не только производителя, цену, все, но и реальный срок годности.

Если добропорядочные производители и поддерживают ее, но в то же время, встает вопрос - потребует ли этот процесс очень больших затрат?

Конечно, любые масштабные проекты ведут к определенным потрясениям для рынка. Для участников это как шоковая терапия. Ведь решать нужно будет не только вопросы по логистике, учету, оборудованию, программному обеспечению для сканирования кодов, но и быть готовым к тому, что система может дать сбой при внедрении, а значит и при самой работе.

Правда сейчас уже легче, все механизмы более менее понятны, инфраструктура настроена, общая методология есть, пилотные проекты работают во всю.

Как итог, система должна оставить в выйгрыше всех участников рынка:

  • Государство получит недополученные налоги
  • Производители и продавцы смогут честно конкурировать
  • Покупатели получат качественный товар, а не подделку.
Большим плюсом системы идет создание Национального каталога товаров, который будет содержать информацию обо всех товарах, продаваемых в России.

Бизнес сможет снизить транзакционные издержки, которые сегодня уходят на многократное описание каждого товара в соответствии с требованиями различных организаций.
Существуют и другие мнения:

  • Для конечных потребителей введение системы маркировки не станет панацеей от контрафакта, "серый " рынок найдет пути производства в обход системы
  • Расходы на маркировку коснутся всех участников
  • Крупный бизнес справится - финансы позволят, а вот для мелких производителей и импортеров - это существенные инвестиции, а то и совсем непосильные.
Однако на рынке сейчас большое количество ИТ-компаний, которые занимаются автоматизацией и делают готовые продукты именно для малого бизнеса, с доступной ценой, решения максимально заточены под потребности малого бизнеса. Крупному бизнесу сложнее с их большими и разными бизнес-процессами.
По словам Реваза Юсупова, заместителя генерального директора ЦРПТ: «Система «Честный знак» изначально учитывала действующие в России инициативы и законы и разрабатывалась совместно с бизнесом именно таким образом, чтобы не потребовались заметные дополнительные инвестиции, а операционные процессы участников были минимально затронуты. Благодаря этому она не должна оказать негативного влияния на важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство, – малый бизнес.

Добросовестные производители, совместно с которыми ЦРПТ прорабатывает механизм внедрения маркировки в каждой товарной категории, при минимальных затратах получат значительный прорыв в цифровизации и снижение издержек. Совместные решения ЦРПТ с производителями кассового оборудования, разработчиками систем электронного документооборота и программного обеспечения включают в себя доработанные онлайн-кассы и программы ЭДО, интегрированные с системой маркировки.

Данные продукты созданы для всех участников рынка – от крупного до микробизнеса – и позволят присоединиться к эксперименту по маркировке в сжатые сроки. Дополнительная перенастройка программного обеспечения и оборудования предпринимателям не потребуется».
Последние новости
По последним данным на ноябрь 2019 года, предлагается три возможных способа маркировки товаров:

- печать кодов маркировки (КМ) непосредственно в процессе производства (порядка 4 копеек себестоимости на единицу продукции),

- печать и наклейка этикетки (себестоимость - около 1 копейки),

- печать в типографии (себестоимость примерно 0,1 копейки).

По данным министерства промышленности и торговли РФ эксперимент по маркировке молочной продукции будет продолжаться до лета 2020 года с переходным периодом, чтобы производители смогли спокойно адаптироваться и влиться в работу системы. Наказывать за немаркированный товар, скорее всего начнут в конце 2020 года, то есть времени достаточно, чтобы все успеть и отработать лучшую схему работы.

Существенного повышения цен нам не обещают, пока, по крайне мере, а вот подготовиться к новым условиям жизни придется всем участникам рынка.

Как говорится, се ля ви!
Клеверенс
Компания принимает активное участие в пилотном проекте, да и вообще в автоматизации рынка молочной продукции. Для компании это уже не первый опыт в маркировке (ЕГАИС, меховые изделия, сигареты, обувь, лекарственные препараты, и так далее).Мы уже активно работаем над разработкой готовых решений для быстрого запуска и тестирования систем идентификации и учета маркированной молочной продукции.

Нужно учесть, что у каждого участника рынка свои системы учета товарной продукции, нам как компании-разработчику приходится учитывать этот факт и предоставлять решения под кастомные учетные системы и типовые, отраслевые решения например 1С:Предприятие.

Решения быстро встраиваются в текущую инфраструктуру любого бизнес- предприятия и помогают наладить товарный учет и учет маркируемой продукции, используя лучшие практики рынка.
Наши лучшие статьи.
О том как преобразовать бизнес
при помощи мобильности.