Как мы делали «Учет имущества», часть 1

15 июля 2015 Сергей Баженов

13 июля 2015 года Клеверенс анонсировала новый продукт для управленческого учета имущества по штрихкодам и RFID.  В этой статье я хотел бы рассказать о том, как эта система задумывалась, разрабатывалась и запускалась в жизнь.

Прошлый опыт

До этого у Клеверенс уже было как минимум 4 программных продукта, которые решали ту же задачу:

  1. Так называемый «драйвер инвентаризации ОС» для большого числа конфигураций, основанных на «1С:Бухгалтерии»

    Содержит в себе внешние обработки для работы по штрихкодам и внешнюю компоненту для проводного обмена с мобильным оборудованием считывания штрихкодов.

  2. «Универсальная программа» для ведения учета в файлах Excel, которая позволяет наладить обмен с не-1С базами

    Программа позволяет конвертировать файлы Excel с ПК на мобильный терминал сбора данных, с помощью которого проводится инвентаризация по штрихкодам. Результат загружался обратно в Excel.

  3. Отдельная специализированная программа «Клеверенс: Инвентаризация имущества», которая позволяет вести учет в независимой базе данных

    Представляет собой этакий «шаг вперед» по сравнению с «Универсальной программой», т.к. ведет учет в «экселеподобном виде». Очень простая и удобная, но не расширяемая (закрытая) и не поддерживает RFID .

  4. Наконец, аналог «драйвер инвентаризации ОС», но для работы с RFID

    Тоже содержит в себе внешние обработки для бухгалтерских баз и внешнюю компоненту для проводного обмена уже с RFID -оборудованием сбора данных

Все четыре существующие программы имели свои достоинства и свои недостатки.  Например, бухгалтерские базы не содержат планов помещений и, соответственно «драйверы» не позволяют вести учет в разрезе помещений, но зато не надо настраивать обменов.  А отдельная «экселеподобная» программа хоть и ведет учет по помещением, но не расширяема, не поддерживает RFID и не интегрирована с базами 1С.

Таким образом, у компании уже был пятилетний опыт в решении задачи имущественного учета, в том числе и на RFID, с диапазоном вовлечения от «полное погружение в проект» до «продал и забыл».  Совокупно 4 предыдущих продукта были внедрены более чем в 200 организациях, среди которых такие компании как «Новый Диск», «РОСИНЖИНИРИНГ», аэропорт «КОЛЬЦОВО», ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», а также множество других ФГУП, несколько министерств, пенсионных фондов, банков и т.п.  Цифра небольшая, но опыта дала достаточно.

Развивать четыре продукта с похожим функционалом – задача не из легких.  Учет по помещениям, управленческие отчеты и RFID необходим всем клиентам, и нам пришлось бы добавлять их во все эти продукты.  Руководителю разработки приходится метаться от продукта к продукту, как многорукому Шиве.

многорукий шива.jpg

Поэтому летом 2013 года в компании было принято решение выделить один флагманский продукт, который «закрывал» бы своим функционалом все текущие потребности.

Мы постарались вложить в наше новое решение весь накопленный годами опыт по реализации подобных проектов, объединить в нем как функционал наших прошлых продуктов для имущественного учета, так и новейшие RFID технологии вкупе с возможностью использования огромного спектра Android устройств. Надеюсь, проделанная нами титаническая работа будет оценена пользователями!

Евгений Алиев, Директор по разработке Клеверенс

Мы все стоим на плечах великанов

Итак, компании предстояло разработать единый флагманский продукт для имущественного учета.  

Существовало как минимум три пути решить поставленную задачу:

  1. Добавить функционал RFID и новые отчеты в уже существующую «Клеверенс: Инвентаризация имущества», которая разработана целиком на .NET, и реализовать для неё способы обмена с 1С (что Клеверенс уже хорошо умеет делать);
  2. Разработать на базе «драйверов» какую-нибудь «промежуточную конфигурацию» (как в драйверах ПРОФ) или библиотеку подсистемы, которая бы «подцеплялась» сбоку к существующим стандартным базам 1С и расширяла её функционал;
  3. Наконец, написать всё с нуля на базе «1С:Предприятия».

Был выбран 3й путь.

жириновский.jpg

Если мы призываем наших клиентов не строить «велосипеды», а воспользоваться нашей готовой платформой Mobile SMARTS для разработки под индустриальное оборудование, то не грех будет и самим воспользоваться этим советом при разработке учетной системы для ПК. Платформой для реализации нового продукта было выбрано «1С:Предприятие» 8.3.

Мы заранее понимали, что разработать систему на .NET можно будет раза в 4 быстрее, но система получится закрытой, и каждое мелкое улучшение потребует от нас внимания.

Выбор платформы 1С был абсолютно сознательным, т.к. мы не хотели распылять силы наших .NET программистов. Фирма 1С постоянно улучшает платформу, фактически бесплатно делая за нас часть работы.

И мы не ошиблись в выборе! Уже почти к завершению нашей разработки 1С вдруг анонсировала интерфейс «Такси», который мы тут же внедрили и остались очень довольны результатом.

Евгений Алиев, Директор по разработке Клеверенс

Да будет 1С!

Конфигурация "Клеверенс: Учет имущества" была разработана на последней версии платформы «1С:Предприятие» - 8.3, с использованием интерфейса «Такси», который эргономичнее и интуитивно понятнее прежних интерфейсов 1С.

Владимир Акашкин, Руководитель отдела разработки 1С, Клеверенс.

Мало выбрать путь, предстояло продумать сотни мелочей, принять решения по каждому из мелких вопросов. Какие операции будут автоматизированы при помощи мобильных устройств со считывателями штрихкода, а какие останутся только на ПК? Как будет технически устроена база данных?

А об этом - читайте на следующей неделе во второй части.