Тотальная маркировка товаров – это первый шаг к цифровой экономике

9 июля 2018 c-news 2733

Источник: c-news

Сергей Баженов:

В ближайшие годы Россию ждет переход к практически тотальной маркировке всей продаваемой продукции. Соответствующий опыт уже накоплен – в 2016 г. государство начало учитывать продажи алкоголя в ЕГАИС, в текущем году будет осуществлен переход на его помарочный учет. О том, как реализуется переход к ЕГАИС 3.0 и что ждет производителей и продавцов не только алкоголя, но и множества других товаров в будущем, в интервью CNews рассказал Сергей Баженов, генеральный директор «Клеверенс».

CNews: Внедрение ЕГАИС в рознице в 2016 г. проходило непросто. Большинство торговых предприятий до последнего ждали переноса сроков вступления в силу новых правил и оказались не готовы к новым методам работы. Как обстоят дела сегодня, когда внедряется помарочный учет?

Сергей Баженов: Новый этап внедрения ЕГАИС технологически более сложный. В нем участвуют производители и импортеры алкогольной продукции, оптовики и розница. Дело в том, что раньше акцизные марки не были привязаны к конкретным бутылкам – они выдавались на партию алкоголя по числу выпущенных бутылок. Предприятие учитывало число бутылок в каждой партии и диапазон кодов привязанных к ней акцизных марок. После перехода на помарочный учет каждой бутылке будет соответствовать определенная акцизная марка. То есть при приеме алкоголя от производителя или оптовика рознице надо будет проверять каждую бутылку.

Сегодня это делают только совсем маленькие магазины и бутики. Крупные сети стараются переложить эту обязанность на своих поставщиков и штрафовать их в случае неверной поставки, а за собой оставить выборочную проверку. Но, поскольку поставщики часто бывают такими же безалаберными, как и магазины, то чем ближе срок вступления в силу новой процедуры приема алкоголя, тем больше магазины понимают, что полностью переложить заботы на их плечи не получится. И начинают решать проблему сами в авральном режиме.

CNews: Каких изменений ИТ-инфраструктуры требует внедрение ЕГАИС 3.0?

Сергей Баженов: Начнем с производителя и импортера. У первого возникает необходимость поштучного учета, сканирования марок прямо на линии. В процессе разлива бутылки бьются, и некоторые марки могут выбывать из процесса – это тоже надо учитывать. Аналогичные процессы происходят и у импортеров.

Но самое интересное начинается у оптовиков и ритейлеров. Как я уже говорил, торговые сети хотят заставить заниматься помарочным учетом своих поставщиков, а за собой оставить выборочную проверку. Для этого они предложили запаковывать алкоголь в коробки и уникально их маркировать с помощью специального штрих-кода. Таким образом, в сопровождающих документах будет фигурировать штрих-код коробки и привязанные к нему конкретные бутылки со своими акцизными марками.

Получив коробки, торговая сеть может выбрать несколько из них и проверить по документам, соответствуют ли привязанные к ним бутылки тому, что есть в наличии. Для этого необходимо отсканировать штрих-код коробки, а затем марки всех находящихся в ней бутылок. Возникает вопрос, кто должен маркировать коробки и находящиеся в них бутылки. Решили, что это должен быть производитель. То есть ему необходимо установить на линии специальную станцию сканирования так, чтобы на выходе понимать, какая бутылка с какой маркой в какую коробку попала.

Если потом с этой коробкой ничего не происходит, она доходит до магазина прямо в таком виде. Иногда происходит переупаковка, например, если какая-то бутылка разбилась или бутик заказал одну-две бутылки уникального напитка. В этом случае акцизные марки нужно переагрегировать.

image.png

Сергей Баженов, генеральный директор «Клеверенс»

Таким образом, сегодня речь идет об автоматизации примерно 160 производственных линий заводов по производству алкоголя, расположенных в стране. На больших предприятиях это должны быть роботизированные системы технического зрения, которые будут контролировать процесс маркировки и упаковки в коробку. На небольших производственных линиях акцизные марки, скорее всего, будут наклеиваться и сканироваться вручную, затем бутылки будут также вручную укладываться в коробки, и ее штрих-код также будет сканироваться вручную.

Существуют еще импортеры, которые будут отправлять нарезанные на нужные куски рулоны акцизных марок за границу вместе с напечатанными заранее штрих-кодами для коробок. Там марки будут наклеиваться на бутылки, которые потом упакуют в коробки с соответствующей этикеткой.

Таким образом, совершенно новое оборудование понадобится только производителям. Остальным придется докупить уже известные им терминалы сбора данных и установить на них специальное программное обеспечение, которое будет сканировать акцизные марки, штрих-коды на коробках, привязывать их друг к другу и отправлять эту информацию по указанному адресу.

CNews: Что дает система помарочного учета?

Сергей Баженов: Поштучный учет и маркировка вводят транзакционную модель контроля. Как это происходит сейчас? Сейчас отчетность и реальное движение товаров живут в разных мирах. Бухгалтерия или финансовый отдел долго собирают документы, вычищают ошибки и в итоге создают идеальный отчет, где проведены все сверки с поставщиками, убран бой, сделана пересортица и пр. Раньше государство раз в квартал видело эту красивую картинку, но для того, чтобы ее перепроверить, необходимо было приложить неимоверное количество усилий. В итоге родился ЕГАИС.

Что дает транзакционная модель? Сегодня информация об отсканированной на кассе бутылке в течение 2-3 дней уже уходит государству. Теперь там же будет появляться побутылочная информация обо всех поступлениях и отгрузках алкоголя. Это позволяет оперативно и честно считать все налоги и акцизы, видеть полную картину по рынку.

Система во многом аналогична той, что уже построена для оперативного учета НДС. Налоговая инспекция сейчас может сама посчитать НДС, который должна заплатить компания, а потом сверить цифру с бухгалтером и, в случае необходимости, сказать ему: «Вы неправильно посчитали НДС по вами же сданным счетам-фактурам».

CNews: Насколько серьезная доработка ПО потребуется для внедрения ЕГАИС 3.0?

Сергей Баженов: Основная задача – наладить поштучный учет каждой бутылки, то есть в каждом документе, отражающем движение товара, – поступление, отгрузка, перемещение – должны появиться уникальные номера марок конкретных бутылок. Сейчас к этому не готова ни одна информационная система – она не рассчитана на обработку таких объемов информации, в ней нет таких полей и проводок. Организации пытаются с минимальными затратами внедрить у себя хоть что-нибудь, что позволит понять, откуда и куда переместилась каждая конкретная бутылка. Со временем такие модули должны появиться в ERP. Или же будут создаваться отдельные системы, которые будут отвечать исключительно за помарочный учет. Мы сейчас тоже занимаемся созданием такой специализированной системы, которая временно закрывает все проблемы с помарочным учетом.

CNews: Какие проблемы возникают у предприятий?

Сергей Баженов: У участников процесса есть как общие, так и частные проблемы. Например, как автоматизировать производственную линию – это частная проблема производителя. Как организовать проверку соответствия содержимого коробки ее штрих-коду – это частная проблема оптовиков и крупных магазинов, у которых есть распределительные центры. У разных людей существуют совершенно разные идеи о том, как минимизировать свой труд. Некоторые считают, что надо доставать из фуры пару палет и отправлять их на полное пересканирование – проводить выборочную проверку. Но возможно, когда они поймут, что нет ни одного поставщика, который бы не ошибался при отгрузке товара, им придется перейти к тотальному сканированию если не бутылок, то хотя бы коробок. Ведь в законе написано, что правильность поставок проверяет получатель, то есть списать все на ошибки поставщика не удастся.

image_2.png

Проблема розницы в том, что на ее полках может оказаться все что угодно. Мерчендайзер может выставить в продажу алкоголь, который побутылочно не числится по системе. Например, если магазин получил от поставщика заказанную номенклатуру, но с другими марками. Проверить марки глазами невозможно – на расположенном на них штрих-коде и сейчас 64 цифры, а будет вообще 150. А при продаже каждой «неправильной» бутылки на первом этапе надо будет заплатить штраф, а в перспективе вообще нельзя будет пробить через кассу ни одной бутылки, которой нет в остатках магазина в ЕГАИС. Неучтенный алкоголь начнет скапливаться на складе, и для того, чтобы его реализовать, надо получить от поставщика корректировки к документам. Это большая проблема.

CNews: Какие решения вы предлагаете всем участникам процесса?

Сергей Баженов: Основная задача бизнеса сегодня – наладить процесс маркировки. Те, кто не сможет этого сделать вовремя, будут вынуждены временно приостановить свою деятельность, и их место сразу займут более расторопные конкуренты. Задача номер два – не потерять при этом в эффективности. Для этого есть один единственный способ – автоматизация.

Мы занимаемся автоматизацией работы линейного персонала – кладовщиков, экспедиторов, кассиров и так далее. Для того, чтобы они не занимались весь день сканированием бутылок, им необходимы специальные инструменты. Мы предлагаем решение на базе терминалов сбора данных, которое может быть интегрировано с ERP-системой магазина. Сотрудник сканирует акцизные марки и номер коробки, данные сразу поступают в систему, которая проверяет, тот ли это товар, который указан в накладной, и если обнаружит несовпадение, формирует соответствующий документ для поставщика. Это в разы ускоряет работу с товаром.

У нас есть недорогое коробочное решение «Mobile SMARTS: ЕГАИС 3». Оно позволяет обмениваться с 1С, SAP, Axapta и любой другой ERP или WMS информацией о товаре вместе с номерами акцизных марок. Причем, это может выполняться как в онлайне, так и в офлайне. Затем отсканировать поступившие бутылки и сразу понять, есть ли в накладной ошибки: совпадающие строчки будут отмечены зеленым цветом, а несовпадающие – красным. Мы обеспечиваем методическую поддержку нашего продукта, обучаем наших клиентов работе с ним. В настоящий момент у нас идут 5 проектов по автоматизации на этом решении, включая интеграцию с существующей у клиента WMS, в которой нет поддержки помарочного учета.

Оптовикам мы предлагаем решение, которое работает не только с алкоголем. Называется оно «Mobile SMARTS: Склад 15». С его помощью можно вести не только помарочный учет алкоголя, но и работать со всеми другими видами товаров, в том числе и на уровне палет.

И третье решение для магазинов, которое называется «Mobile SMARTS: Магазин 15», специально создано для того, чтобы осуществлять помарочную приемку товара. Для магазина очень важно еще на этапе приемки удостовериться в легальности алкоголя. С помощью нашего решения можно, отсканировав штрих-код на бутылке, моментально в режиме онлайн проверить ее по базе данных РАР.

CNews: Кроме алкогольной продукции, система маркировки товаров затрагивает также меховые изделия и другие группы товаров. 28 апреля 2018 г. был утвержден список из еще 10 групп товаров, подлежащих обязательной маркировке, – она должна начаться в 2019 г. Чем эти системы маркировки отличаются от ЕГАИС?

Сергей Баженов: Мы участвуем во всех этих проектах. Маркировка шуб уже заработала. Основная проблема здесь заключалась в том, что этот процесс затрагивал множество мелких торговых предприятий, которые были вообще не автоматизированы. У них не было даже 1С, весь учет велся в тетрадке, а их заставили сразу перенестись в цифровое будущее. Кроме того, сама необходимость сделать свою деятельность абсолютно прозрачной часто вызывала у них ужас – они никогда не вели нормального учета, а тем более не отчитывались настолько детально перед государством. Многим компаниям пришлось нанимать ИТ-специалиста для того, чтобы решить эту проблему. Приходилось не просто внедрять ПО «с нуля», но и обучать людей элементарным навыкам работы с компьютером. В итоге мы автоматизировали около 770 предприятий из 5000, существующих на рынке. Среди них такие известные бренды, как «Елена Фурс», «Алеф» и «Каляев». «Снежная королева» переложила обязанность маркировки на своих поставщиков, и мы автоматизировали многих из них.

>

image_3.png

Маркировка лекарств стартовала очень быстро и так же быстро сошла на нет. Основная причина в том, что она была приурочена к старту подобного проекта в Евросоюзе – он должен был заработать в конце 2019 г. Россия планировала использовать международные стандарты и наладить сквозной контроль – от европейского производителя до российского потребителя. Однако в Европе маркировку лекарств отложили до конца 2020 года. Кроме того, на рынке лекарственных средств сбои в поставках препаратов могут иметь очень серьезные последствия. И самое слабое его звено – оптовики, которые должны проверить маркировку полученных от производителя лекарств, а потом провести огромную работу по их переупаковке в маленькие партии и отгрузке в аптеки. При этом маржинальность этого бизнеса невысокая, а уровень автоматизации хотя и достаточный, но многие компании купили оборудование для сканирования линейных штрих-кодов, в то время как при маркировке лекарств теперь используются 2D штрих-коды.

Уже началась пилотная маркировка сигарет. Здесь все существенно проще – и производство, и оптовая торговля табачными изделиями сильно монополизированы, число игроков можно пересчитать по пальцам. Кроме того, блоки сигарет поступают в магазины целиком, их никто не переупаковывает, поэтому работать в этом сегменте проще.

CNews: Что вы можете посоветовать торговым предприятиям?

Сергей Баженов: Советы будут сильно отличаться для компаний разного масштаба. Мелкая розница или мелкий опт, скорее всего, будут внедрять готовые коробочные решения. Ускорить их создание разработчиками они не могут, поэтому я бы посоветовал следить за их появлением на рынке и не откладывать приобретение в долгий ящик для того, чтобы иметь достаточно время на тестирование и освоение работы оборудования и ПО. Исходя из нашего опыта, в среднем это занимает полгода.

Крупному бизнесу будет сложнее. В ближайшее время ему придется заняться маркировкой десяти групп товаров. Поэтому я бы советовал им назначить ответственного за маркировку – человека, который будет иметь полномочия давать поручения всем отделам и получать от них данные, потому что маркировка затронет и логистику, и учет, и финансы. Придется выделять на нее средства, обучать сотрудников.

У каждого офисного сотрудника уже стоит на столе персональный компьютер. Маркировка потребует оснастить мобильными устройствами весь линейный персонал – кладовщиков, курьеров, продавцов, водителей, горничных в гостиницах. Они должны иметь доступ в корпоративную учетную систему с тем, чтобы максимально эффективно исполнять свои обязанности. Ведь маркировка – это по сути оцифровка всех объектов, и полученные таким образом данные можно будет обрабатывать с помощью технологий больших данных. Так и рождается цифровая экономика.

«Mobile SMARTS: ЕГАИС 3» для оптовых компаний и производителей

«Mobile SMARTS: Магазин 15» для розницы


Количество показов: 2733

Статьи по схожей тематике