8 октября 2018

Новая акцизная марка.

Что происходит с помарочным учётом
алкогольной продукции?
Когда выпустят новые акцизные марки, какие марки попадут под поштучный учёт и что будет со старыми марками? На все эти вопросы дадим ответ в этой статье.
Как развивались события?
Первая попытка ввести ЕГАИС была предпринята ещё в далёком 2005 году.
Тогда из-за слабого технического задания от правительства и различных недоработок система нормально не заработала.

После нескольких перезапусков и замен компаний-разработчиков к сентябрю 2009 года ЕГАИС всё же смогли внедрить на всех производителей и импортёров. Тогда же контроль над ней перешёл к федеральной службе — Росалкогольрегулированию (ФС РАР).

А к 2016 году подключили оптовиков и розницу.

Как мы видим, внедрение ЕГАИС шло трудно, долго и нестабильно. Это в какой-то мере расслабило участников алкогольного рынка, которые до последнего ждали очередного переноса сроков вступления в силу новых правил и оказались не готовы к новым методам работы.

Ранее производители, импортёры, оптовики и розница вели серийную систему учёта акцизных марок. То есть, акцизные марки не были привязаны к конкретным бутылкам — они выдавались на каждую конкретную партию алкоголя по числу выпущенных бутылок. Один и тот же товар мог перепродаваться по несколько раз и даже находиться в остатке, а при проверке в итоге выявлялся контрафакт.
После перехода на поштучный учёт каждой бутылке должна соответствовать определённая акцизная марка. Сейчас в течение нескольких дней информация об отсканированной на кассе бутылке уходит государству. Там же будет появляться информация по движению каждой бутылки, т. е. обо всех поступлениях и отгрузках алкоголя по всей цепочке поставок.

Таким образом государство видит всю картину по рынку, быстро считает все акцизы и налоги. Планировалось перевести весь алкогольный рынок на помарочный учёт с 1 июля 2018 года для всех марок старого и нового образца.
Переход на помарочный учёт был отложен
до 1 октября 2018 года. Поштучная маркировка будет только для марок нового образца.
То есть, на данный момент обязательному помарочному учёту подлежит продукция, маркированная марками нового образца. От старых они будут отличаться тем, что на них только один штрихкод большой — DataMatrix, который будет печататься сразу на Гознаке.

Он гораздо лучше защищён от истирания в результате механического воздействия, чем штриховой код, который до введения новых марок наносили импортеры и производители продукции, потому что он будет наноситься на Гознаке типографским методом.
Акцизная марка нового образца.
С 1 октября 2018 года вступило в силу Постановление Правительства Р Ф от 27.09.2018 № 1140, по которому производители и импортёры алкогольной продукции могут покупать федеральные специальные и акцизные марки старого образца до 1 января 2019 года, а также продолжать маркировать продукцию марками старого образца, в порядке, действовавшем до 1 июля 2018 года (до вступления в силу норм Федерального закона от 28.12.2017 № 433-ФЗ).

После 1 января 2019 года старые марки купить уже будет нельзя (это было возможно только для тех, кто успел подать заявления на заказ марок до 01.10.2018). В самом скором времени Гознак начнет производить и отгружать новые марки.

Получить решение для помарочной
приёмки по новым маркам

Что касается товаров с марками старого образца, то в плане ввести сроки реализации и вывода их из оборота или перевести на новую систему помарочного учёта.

Поскольку сейчас в ЕГАИС участвуют производители и импортёры алкогольной продукции, оптовики и розница, то при приёмке алкоголя от оптовика или производителя, рознице надо будет проверять каждую бутылку.
ВСЁ! Теперь только помарочно!
Срочно инвентаризировать весь склад помарочно — теперь эта судьба коснётся всех импортеров и производителей алкопродукции. С 01.06.2019 состоится полный перевод производителей и импортеров маркируемой алкопродукции на поштучный учёт в ЕГАИС.

По соообщению Росалкогольрегулирования от 27 февраля 2019 года, даже те, кто закупился старыми марками на годы вперёд, должны будут учитывать свой товар помарочно.

У каждого импортера или производителя есть один FSRAR_ID — это уникальный идентификатор организации в ФС РАР. Он необходим для формирования запросов и синхронизации с УТМ. А складов у организации может быть любое количество.

Если склады у производителя или импортера под тем же FSRAR_ID, что и сама организация, то до июля 2019 года им придётся инвентаризировать каждую марку на складе, чтобы было возможно её отгружать. По-другому, система просто не примет данные.
А надо ли оптовику учитывать помарочно?
Конечно, если он не хочет попасть на штрафы за то, что отгружает продукцию, которой у него нет. Сейчас каждую бутылку проверяют лишь наверное совсем маленькие бутики и магазины. Крупные сети, выполняя лишь выборочную проверку, пытаются перекладывать это на своих поставщиков, и в случае неверной поставки — штрафовать.

Сама специфика работы оптового сегмента предполагает другие бизнес-процессы по учету алкопродукции в отличии от розницы. Оптовики обязаны отражать в ЕГАИС все закупки алкопродукции у производителей и поставщиков, а также дальнейшую их реализацию.

Бизнес-процессы оптовиков:

  • Огромные приёмки алкоголя (фуры, паллеты, контейнеры).
  • Агрегация алкоголя в коробки и паллеты с печатью этикеток.
  • Отгрузки алкопродукции (используют групповые упаковки).
  • Агрегация при переупаковке например, если бутылка разбилась.(переагрегация марок в этом случае).
  • Списание.
  • Перемещения.
  • Возвраты.
  • Инвентаризация остатков.

Несмотря на то, что в новом формате ЕГАИС 3.0 помарочный учет каждой бутылки нужен также и при перемещении алкоголя между складами и магазинами, оптовикам необязательно сканировать каждую бутылку при перемещении партиями между торговыми объектами.
Для этого в ЕГАИС есть поставка, хранение, отгрузка в маркированной групповой таре, то есть коробки или паллеты. И лишь при расформировании партий оборот каждой единицы алкопродукции будет осуществляться поштучно.

Среди оптовиков те, кто не смог сразу адаптироваться, вынуждены были уйти с рынка. Крупные игроки пытаются приспособиться всячески оптимизируя помарочную проверку. Например, некоторые вводят «рейтинги доверия» для производителей, которые позволяют благодаря выборочному сканированию, оптимизировать приемку и проверить марки на достоверность.
Надо ли магазину учитывать поштучно?
Да, потому что оптовик будет грузить им с ошибками. По документам отгрузят те марки, которые есть на виртуальных остатках. А реально тот алкоголь, который есть на складе. Потом магазин пробьет эту реальную бутылку на кассе, ЕГАИС естественно не найдет ее на виртуальном складе марок и бутылка заблокируется, а магазину придет штраф.
Надеяться на поставщиков в этом вопросе — большая ошибка. Они могут пропустить к вам неверные бутылки. И чтобы не решать проблемы в авральном режиме, нужно заранее подготовиться.
А розница снова будет выступать своеобразным фильтром, собирая ошибки, оптовиков и производителей, которым будет ну крайне сложно сканировать, сверять данные в ЕГАИС с реальными марками на бутылках, перемещая огромные поставки фурами, контейнерами и т. д.
А нужно ведь убедиться, что никто не ошибся и нужная бутылка пошла в нужную коробку, а коробка в паллету и далее. Всё это «богатство» едет в магазин, где вскрывается и принимается на склад, и если магазин не проверил данные в ЕГАИС с реальными марками?
Нелегальный оборот продукции — это штраф. Большой и страшный — от 100 до 150 тыс. рублей. Поэтому все кто видят сегодняшнюю реальную картину, понимают что поблажек не будет никому, и рано или поздно придут уже к нему. Поэтому главная задача — подготовить себя к тотальной входной проверке поступающей алкопродукции в магазин, чтобы уже на этапе приемки «отсеять» вот такие вот ошибки поставщиков и не дай бог не поставить их себе на остатки. Так что, в итоге учитывать помарочно придется всем участникам алкогольного рынка.
Основная задача бизнеса на ближайшие годы — наладить процесс маркировки, причём не только алкопродукции, но множества других товаров, которые подпадают под программу тотальной маркировки в будущем. Те, кто не смогут сделать это в срок, просто уйдут с рынка, канут в лету, а им на смену придут те, кто смог адаптироваться под новые реалии бизнеса. Всем участникам процесса мы предлагаем один способ — автоматизацию.

Для оптовиков и производителей у нас есть уникальное коробочное решение «Mobile SMARTS: ЕГАИС 3». Оно позволяет обмениваться информацией о товаре вместе с номерами акцизных марок в 1С, SAP, Axapta и любой другой ERP или WMS, как в онлайне, так и в офлайне.

Новый продукт «Mobile SMARTS: Склад 15» — решение для автоматизации алко-складов, которое работает не только с алкоголем, но с другими видами товаров.

А для автоматизации магазинов подойдёт решение «Mobile SMARTS: Магазин 15» — быстрая помарочная приёмка товара с моментальной онлайн проверкой в ФС РАР.

Александра Журавлёва
Менеджер по партнёрам
E-mail: partner@cleverence.ru
Наши лучшие статьи.
О том как преобразовать бизнес
при помощи мобильности.